Рекомендации педагога-психолога учителям пятых классов в период адаптации
1. При составлении конспекта урока необходимо учитывать трудности возрастные особенности пятиклассников, учитель должен общаться с учениками на доступном ученикам языке.
2.Активизировать мыслительную деятельность подростков на уроке при помощи проблемных ситуаций, наводящих вопросов, индивидуальных заданий.
3. Оценивая учащихся необходимо соблюдать единство требований.
4. Делать перерывы, использовать двигательные упражнения для разрядки, переключать на другую деятельность при утомлении.
5. Домашние задания не должны быть слишком объёмными. Объёмные и слишком трудные домашние задания, которые ребёнок не сможет выполнить самостоятельно,
могут развить ситуации неуспеха у пятиклассника. И в следующий раз ребёнок может отказаться выполнять домашние задания, даже не оценив его сложности.
6. Следите за темпом урока — урок не должен проводиться в высоком темпе, так как такой темп мешает многим детям усваивать материал.
7. Налаживайте эмоциональный контакт с обучающимися в классе и с их родителями.
8. Не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.
9. Не сравнивайте учеников с их одноклассниками.
10. Старайтесь чаще хвалить учеников («молодец», «правильно ответил», и т. д.).
11. Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.
12. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент, темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т.д.
13. Не торопитесь при объяснении нового материала.
14. Пресекайте попытки других детей посмеяться над ответом одноклассника.
15. В период адаптации учителям - предметникам необходимо сотрудничать с педагогом-психологом школы и с классным руководителем.
Педагог-психолог Мерзликина И.В.
Мероприятия по повышению профессиональных компетенций педагогических работников
по вопросам профилактики деструктивного поведения обучающихся
14 апреля состоялся семинар-тренинг по обмену опытом работы по профилактике правонарушений и преступлений, наркомании, табакокурения, алкоголизма с классными руководителями лицея и филиалов.
Педагоги лицея активно участвуют в мероприятиях Всероссийской компетентностной практики
"Формирование стратегий разрешения конфликтов средствами медиации"
Выбор профессии. Профориентационная работа в лицее.
Найти среди профессий- главную, свою:
Ответственная, важная задача.
А по-другому и не может быть иначе,
Чем отыскать дорогу истинно твою.
Где радостно душе и интересно,
В гармонии с собой науки постигать.
И что-то новое, как личность открывать,
Чтоб было творческим идеям тесно.
Множество профессий и специальностей, отсутствие необходимых знаний о содержании труда в мире профессий, трудности оценки каждым человеком своих личных качеств и сопоставление их с требованиями профессий к человеку, делают задачу правильного выбора профессии, разумного построения своего трудового пути для подавляющего большинства, практически непосильной. А многообразие и неопределённость возможных исходов профессионального выбора приводит к тому, что многие и не стремятся сделать свои личные профессиональные планы достаточно обоснованными. Хорошо известны последствия этого- отсутствие интереса к труду, смена профессии, утрата веры в свои силы. Между тем, сущность профессионального выбора состоит именно в нахождении оптимального( с точки зрения индивидуальных качеств и социальных возможностей самоопределяющегося человека) варианта трудового пути или карьеры.
Основные ошибки выпускников при выборе профессии:
-выбор учебного заведения «за компанию», или под влиянием мнения знакомых, друзей, кумиров;
-ориентация на моду;
-ориентация на внешнюю привлекательность профессии, недооценка трудностей выбранной специальности;
-концентрация всех усилий на выборе вуза, а не специальности.
Подготовка подростков к предстоящему профессиональному выбору помогает избежать этих ошибок и не только определить вуз, в который выпускник собирается подавать документы, но и сформировать положительную профессиональную мотивацию в избранной области деятельности, являющуюся главным залогом того, что подросток сумеет стать профессионалом. Работа по формированию готовности старших подростков к осуществлению профессионального выбора нужна, чтобы помочь школьникам осознанно и ответственно вести себя как при выборе направления дальнейшего обучения, так и в ходе получения профессионального образования.
Для учащихся девятых классов МБОУ « Лицей села Хлевное», выбор профессии - главный вопрос образовательного развития. Им важно сориентироваться в перспективности выбора дальнейших путей получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности.
Профильное обучение в старших класса МБОУ «Лицей села Хлевное», предваряет предпрофильная подготовка — система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил». Профильная ориентация помогает школьникам осознанно выбрать профиль обучения, активизирует процесс профессионального и личностного самоопределения.
Основная идея курса: профессионал — это человек, которому профессиональная деятельность позволяет удовлетворять практически все потребности, от низших до высших (самоуважение, самоактуализация). Профессионализм зависит не от содержания работы, а от квалификации, личностных качеств и мотивации человека. В профессионале все эти факторы гармонично сочетаются. Человек выбирает профессию и карьеру в соответствии со своими убеждениями и ценностями.
Цель — формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере.
Основные задачи курса: формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий; ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.
В рамках профориентационной подготовки лицеисты участвуют в тренингах, во Всероссийских открытых уроках «ПроеКТОриЯ», проходят диагностику с использованием профориентационной системы «Профи-2»(диагностический блок направлен на помощь учащимся в профессиональном самоопределении и содержит методики исследования основных свойств нервной системы, работоспособности, интересов, типичных склонностей и способностей, мотивации).
Педагог-психолог: Мерзликина И. В.
Выпускникам и их родителям
ВОЛНУЙТЕСЬ СПОКОЙНО- У ВАС ЭКЗАМЕНЫ!
Исследования показывают, что экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди многих причин, вызывающих психическое напряжение у школьников. А ведь от того, в каком состоянии вы будете сдавать свои выпускные или вступительные экзамены, напрямую зависит и конечный результат. Все люди без исключения могут регулировать свое поведение в стрессовой ситуации. Значит, и вы сможете справиться с волнением, напряжением в процессе подготовки к сдаче экзамена. Необходимо четко осознать, что очень многое зависит только от вас и формировать адекватное отношение к ситуации.
Поэтому давайте учиться сдавать экзамены так, чтобы ни один мускул на вашем лице не дрогнул.
Советы выпускникам
Подготовка к экзамену
1. Подготовь место для занятий;
2. Введи в интерьер комнаты жёлтый и фиолетовый цвета;
3. Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы;
4. Начни с самого трудного раздела, с того материала, который знаешь хуже всего;
5. Чередуй занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут- перерыв;
6. Выполняй как можно больше различных тестов по предмету.
7. Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов;
8. Готовясь к экзаменам, мысленно рисуй себе картину победы, успеха;
9. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы ещё раз повторить самые трудные вопросы.
10. Занимайся тренингом с целью создания для себя установки на успех. Подбери несколько подходящих для этого фраз- «Я сдам экзамен успешно!», «Я очень умный и смелый», «У меня всё получиться!»...
Во время тестирования
Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
- Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм.
- Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
- Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
- Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки.
- Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном- двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
- Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
- Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
А родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах.
Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему ребёнку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к выпускным и вступительным испытаниям. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов.
Советы родителям
1. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребёнок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является показателем его возможностей.
2. Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов, это отрицательно скажется на результате тестирования.
3. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
4. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
5. Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если у ребёнка нет часов, обязательно дайте их ему на экзамен.
6. Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.
7. Контролируйте режим подготовки к экзаменам, не допускайте перегрузок.
9. Обратите внимание на питание ребёнка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д., стимулируют работу головного мозга.
10. Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых, он должен отдохнуть и хорошо выспаться.
11. Не критикуйте ребёнка после экзамена.
12. Помните: главное - снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить ему необходимые условия для занятий.
Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в трудной ситуации…
Успехов Вам в сдаче экзаменов!
Педагог-психолог: Мерзликина И. В.
Как поддержать школьника во время экзаменов
|