Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Лицей с.Хлевное
Среда, 27.09.2017, 00:42

  Включить версию для слабовидящих
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [12]
Информатика [12]
Методические материалы по информатике
Математика [7]
Начальная школа [29]
Технология [10]
Конспекты по технологии
Русский язык и Литература [10]
ИнЯз [5]
Иностранный язык

Наш опрос
Удовлетворены ли Вы качеством дошкольного образования в ваших населенных пунктах?
Всего ответов: 57

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Мои файлы

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДСТВАМИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
11.09.2017, 22:49

                                                                                Родионова Н. П.

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

СРЕДСТВАМИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Обязанности каждого образовательного учреждения обеспечить не только учебный процесс, но и содействовать развитию учащихся, охране их здоровья.

Ухудшение здоровья детей связано, прежде всего, с экологическим и социально-экономическим кризисами в стране.

В нашем небольшом городе много заводов, поэтому создается неблагоприятная экологическая обстановка. Количество детей с отклонениями в здоровье увеличивается с каждым годом. На протяже­нии последних лет работы заметно снижение познавательной активности и учебной моти­вации учащихся, ухудшение их здоровья. Поэтому одной из целей педагогической дея­тельности стало формирование основ здоро­вого образа жизни младших школьников сред­ствами здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания.

Задача педагога — найти формы и мето­ды работы, которые позволят сохранить и улучшить здоровье детей, сформировать у них основы валеологической грамотности, ценностного отношения к здоровью.

Для достижения поставленной цели необходима диагностическая работа:

- оказание необходимой психолого-пе­дагогической помощи на этапе поступле­ния детей в школу и их родителям;

- ежегодный медицинский осмотр, ре­зультаты которого учитываются при орга­низации учебно-воспитательной работы в классе (готовятся карточки с заданиями для детей с ослабленным здоровьем, при рассадке детей в классе учитывается остро­та зрения каждого, для профилактики мио­пии каждую четверть меняется расположение детей по рядам, дети с ослабленным слухом необходимо рассаживать на перед­ние парты).

- изучение состава и материального состо­яния семьи с целью оказания необходимой психологической и материальной помощи.

В нашей школе проводится лечебно-оздоровительная работа:

- организуется всеобуч родителей о необходимости проведения прививок с целью предупреждения инфекций — вакцинопрофилактика, необходимости витами­низации пищевого рациона, о санитарных нормах при просмотре телевизора и работе за компьютером.

Профилактическая работа учителя во время эпидемического подъема заболеваемости (ОРВИ, грипп):

  • горячее двухразовое бесплатное пита­ние;
  • участие в массовых оздоровительных мероприятиях («Веселые старты», «Папа, мама, я — спортивная семья»; походы, экскурсии);
  • двигательные действия, направленные на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения: выход к доске, выполнение задания с чередованием позы; подвиж­ные перемены;
  • эмоциональные разрядки и «минутки покоя»;
  • гимнастика оздоровительная, пальчи­ковая;
  • специальные упражнения для мышц шеи, позвоночника, рук, ног, глаз по ме­тоду Г.А. Шичко: «пальминг», «круг», «квадрат»; упражнения на релаксацию: расслабление мышц плечевого пояса, расслабление и напряжение мышц кор­пуса; на формирование правильной осанки;
  • массаж: поглаживание, растирание, раз­минание учащиеся делают друг другу;
  • тренинги по темам «Болезнь», «Про­гулка в лес» проводятся с целью при­нятия спектра эмоциональных пережи­ваний, формирования положительных эмоций, осознания себя и своих воз­можностей;
  • гимнастика до уроков;
  • дети участвуют в создании уголка «Профилактика – лучшая защита от ОРВИ и гриппа».

Особое внимание уделяется учителем физической культуры к детям после болезни, к учащимся подготовительной группы здоровья.

Желательно проведение занятий на све­жем воздухе, что способствует повышению работоспособности организма и замедляет процесс утомления.

Большое значение для детей играет их психологический настрой и внутреннее состояние. Для определения психологиче­ского настроя можно использовать «Гусеничку настроения». Суть этой методики в том, что каждый ученик, придя утром в школу, показывает свое настроение в цвето­вом изображении. Таким образом, вырисо­вывается общая картина настроения класса, в зависимости от которой и строится рабо­та педагога (намеченные учителем накану­не виды работы на уроке могут усложнять­ся или упрощаться).

Важно поддерживать здоровьесберегающую среду в классном коллективе: учи­тель должен стараться, чтобы дети слыша­ли его спокойный, ласковый тон, обраще­ние к себе по имени, видели его улыбку. Важно, чтобы они ощущали уважение к любому мнению, ответу каждого ученика, даже если ответ не совсем верный. Каж­дый учебный день желательно начинать с «минутки вхождения в день» или привет­ствия в парах, группах, кругу или какой-то другой форме. Такое приветствие выпол­няет функцию положительного эмоцио­нального настроя, снимает напряжение, является своеобразным организационным моментом и установкой на урок. Также можно организовать ситуацию прощания и взаимоблагодарения по типу привет­ствия, таким образом, воспитывается при­вычка благодарить окружающих их людей за каждую малость.

Для создания определенного настрое­ния и лучшего восприятия материала на уроках следует использовать функциональ­ную музыку.

Ведется информационно-профилакти­ческая работа.

Хороший эффект дает проведение класс­ных часов на темы «Моя семья», «Почемуч­ка — это хорошо или плохо?», «Зачем нуж­ны витамины весной?», «Вредные привыч­ки и как отучить себя от них?», «Лесные доктора».

Для проведения уроков здоровья мож­но рекомендовать программу Л.А. Обухо­вой, Н.А. Лемяскиной «Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья» для I—IV классов: «Как закаляться. Обтира­ние и обливание», «Что мы знаем о курении» и др.

Организована внеурочная работа на основе факультативного курса «Разговор о правильном питании», программа разработана М.М. Безруких, ТА. Филипповой, А.Г. Макеевой «Две неде­ли в лагере здоровья. Разговор о правиль­ном питании». Цели этого курса: формиро­вание основ культуры питания детей как составляющей здорового образа жизни, формирование основ рационального пита­ния, воспитание культуры здоровья.

В школе необходимо создать целостную воспитательно-образовательную систему, которая включали бы систематические за­нятия и мероприятия по воспитанию здоро­вого образа жизни; разнообразное, хорошо сбалансированное, учитывающее возраст детей, их здоровье и физические нагрузки питание; сеть разнообразных спортивных секций, позволяющих сделать выбор в соответствии с интересами и возможностями; организацию труда (включая учебу) и отдыха в соответствии с биоритмами детей; работу со школьным психологом (фор­мирование умения управлять эмоциями); профилактику вредных привычек на внеклассных мероприятиях с привлечением специалистов; совместные мероприятия с родителями, выходы на природу, регуляр­ные однодневные походы.

Без этого индивидуальная работа учите­ля по формированию основ здорового обра­за жизни принесет мало пользы.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании. - М., 2003.
  2. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья. - М., 2003.
  3. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренин­ги и уроки здоровья. 1-5 классы. - М., 2004.
  4. Дереклеева Н.И. Новые родительские собра­ния. 1-4 классы. – М., 2006.
  5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие техно­логии в начальной школе. 1-4 классы. - М., 2004.
  6. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): практ. разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. - М., 2005.
  7. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или Школьник вышел на улицу. 1-4 клас­сы. - М., 2006.
  8. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докто­ров Природы или 135 уроков здоровья (1-4 классы). - М., 2005.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Юрий72
Просмотров: 8 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Полезные ссылки




















Copyright МБОУ лицей с.Хлевное © 2017Хостинг от uCoz