Тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Цель: Обобщение знаний учащихся о сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Задачи
Образовательные:
- Активизировать имеющиеся у учащихся знания о сказке;
- Прививать любовь к чтению;
- Учить работать в команде;
- Развивать умение анализировать характер героев, доказывать свой ответ;
Воспитательные:
- Воспитывать у детей уважение к книге;
- Воспитание выдержки и умения выслушать других;
- Способствовать установлению доброжелательных взаимоотношений между учащимися;
- Учить на примере сказки Пушкина правильно оценивать поступки героев;
Развивающие:
- Способствовать развитию творческого мышления;
- Развитие внимания, памяти, мышления;
Формирование коммуникативных УУД:
- Умения участвовать в диалоге и оформлять диалогическое высказывание
(умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленные вопросы,
аргументировать; дополнять ответы учащихся; работать в группе);
- Умения строить монологические высказывания (описывать объект: передавать
его внешние характеристики, используя выразительные средства речи).
Оборудование:
Цветные карандаши, фломастеры, клей, ножницы, бумага формата А3, картинки с изображением героев сказки, презентация, книги со сказкой А.С.Пушкина о рыбаке и рыбке, фигурки золотой рыбки, макет моря и макет дуба.
Участники:
Ученики 1-а,б класса.
Этапы
занятия
|
Деятельность воспитателя
|
Время
|
Деятельность детей
|
1.Вступительное
слово воспитателя
|
Слайд № 1
В.- Ребята, сегодня мы с вами войдем в замечательный мир сказок А.С.Пушкина. На прошлом занятии мы с вами говорили о сказках, которые написал великий русский поэт А.С.Пушкин, прочитали сказку о рыбаке и рыбке, посмотрели мультфильм, а сегодня мы продолжим изучение его сказки о рыбаке и рыбке, внимательно проследим за сюжетом этой сказки и поговорим о ее главных героях.
Слайд № 2
Чтобы проверить, как внимательно вы слушали и смотрели сказку, проведем небольшую викторину.
|
1 мин
|
Учащиеся сидят в классе.
|
2. Подготовка к викторине.
|
В.- И первый вопрос, кто главные герои этой сказки?
Слайд № 3
В.- Кто в сказке волшебный помощник?
В.- В чем необычность рыбки?
В. -Вот такая волшебная рыбка и поможет сегодня нам на нашем занятии.
|
2 мин
|
Учащиеся отвечают на вопрос воспитателя: рыбка, старик и старуха.
Золотая рыбка
Рыбка золотая, умеет говорить человечьим голосом, исполняет желания.
|
|
3. Жеребьевка команд.
|
Слайд № 4
В.- Предлагаю вам разделиться на три команды, по количеству главных героев сказки.
В.- Вы будите подходить ко мне и вылавливать по одной рыбке, на ней будут написаны номера (1, 2, 3), это номера ваших команд они соответствуют номерам столов.
В.- Подойдите первые два человека ко мне, выловите своих рыбок. Они покажут вам ваше рабочее место.
В.- Подойдите следующие два человека, и т.д.
|
2 мин
|
Учащиеся по два человека подходят к воспитателю и вылавливают золотых рыбок, затем занимают места за своими рабочими столами.
|
4. Подготовка к разбору сказки.
|
В.- Первое задание для всех участников. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать на них, только условие все ответы должны быть полными.
Ответ я буду принимать по поднятой руке, выкрикивать ответы нельзя.
Где жили старик и старуха?
Сколько лет они жили вместе?
Чем они занимались?
С чем первый раз пришел невод?
С чем второй раз пришел невод?
Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей?
Куда отправила старуха-дворянка старика работать?
|
5 мин
|
Учащиеся отвечают на вопросы воспитателя.
У синего моря в ветхой землянке
30 лет и три года
Старик ловил рыбу, а старуха пряла пряжу
С тиной
С травой морскою
Ударила по щеке старика
На конюшню
|
5. Разбор сюжета, работа над образами главных героев.
|
В.- Молодцы хорошо справились с заданием. А сейчас мы вспомним последовательность просьб старухи.
Слайд № 5
В. – Скажите, ребята все эти просьбы рыбка исполнила.
В. – Правильно исполнила, а какое желание старухи, рыбка не исполнила?
Слайд № 6
В. – Верно, желание стать владычицей морскою.
В. – И в результате, что с ней случилось?
В. – Совершенно верно, она осталась у разбитого корыта.
Слайд № 7
В.- Как вы думаете, почему старик не отказывается ходить с просьбами к морю?
В.- Давайте выясним, какой характер у каждого героя.
Вот сейчас вы будите работать каждый в своей команде. Вы устно обсудите характер вашего героя, а затем обобщите свои ответы и один из вашей команды даст характеристику герою.
Слайд № 8
Воспитатель раздает командам листы бумаги с героями: золотая рыбка, старик и старуха.
Воспитатель еще раз повторяет, за каким рабочим столом, работает какая команда.
Соответственно и характеристику героев, каждая команда дает именно своему герою ( 1-я - старику, 2-я - старухе и 3-я - рыбке).
Учащимся дается время на выполнение этой работы.
После чего один представитель от каждой команды дает характеристику.
После ответа одной команды, другая может дополнять.
В.- Кто из героев вам больше всего нравится? Почему?
В. – Вы уже сказали, что старуха за свою жадность была наказана. Она оказалась опять у разбитого корыта.
В.- Почему был наказан старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером?
В.- Являются ли положительными такие качества, как безвольность?
В.- Смиренность, податливость – положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять старухе, возразить ей, указать на ее неправоту, остановить ее жадность. Он не смел ей перечить, слепо подчинялся, выполняя все ее прихоти.
В.- Случается ли такое в жизни?
В. – В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, твердо сказать – нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.
|
8 мин
|
Первая просьба – корыто,
Вторая – изба
Третья – пожелала стать столбовою дворянкой
Четвертая – хотела стать вольною царицей.
Да
Стать владычицей морскою
Оказалась у разбитого корыта.
Рассуждение учащихся.
Учащиеся составляют характеристики главных героев.
Золотая рыбка - добрая, послушная, исполнительная, вежливая, красивая, жалостливая, хорошая.
Старик - добрый, старый, послушный, исполнительный, работящий, хороший, безотказный.
Старуха – жадная, вредная, сварливая, сердитая, старая, глупая, грубая, плохая, требовательная, жестокая.
Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) отрицательная черта характера.
Ответы детей.
|
6. Физкультминутка
|
Ребята, а сейчас я предлагаю вам отдохнуть и провести физкультминутку.
Слайд № 9
|
2 мин
|
Выполняют физкультминутку
|
7. Главный урок сказки.
|
В. – Отдохнули и снова за работу.
Прочитайте со слайда слова
Слайд 10
А.С.Пушкина «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок»
В. – Какой же урок преподал нам великий поэт?
Выберите наиболее точную формулировку:
Слайд № 11 презентации:
Как здорово поймать волшебную рыбку.
Как плохо быть сварливым и жадным.
Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять свое счастье.
Есть ситуации, когда необходимо проявить твердость характера, иначе ты можешь пострадать.
В.- Ребята, вы молодцы мне очень понравились ваши ответы.
|
3 мин
|
Один из учеников читает слова Пушкина.
Ученики по очереди читают со слайда презентации формулировки.
Высказывания детей.
|
8. Творческая работа, создание коллажа.
|
Слайд № 12
В. – А сейчас я хочу предложить вам интересную творческую работу под девизом «Я человек творческий: хочу- творю, хочу- вытворяю». Я предлагаю вам на время стать художниками – оформителями и сделать коллажи. Каждая команда будет делать свой коллаж.
В чем же заключается ваша работа? Надо каждой команде, из предложенного мной материала, создать свою картинку к сказке. Удачи.
Можете приступать к работе.
|
5 мин
|
Учащиеся выполняют работу по созданию коллажа.
|
9. Конкурс работ.
|
СЛАЙД №13
В.- Молодцы. Мне очень понравились ваши работы
|
2 мин
|
Каждая команда представляет свою работу и защищает ее.
|
10. Итог занятия.
|
В. – Ребята наше занятие подходит к концу. Я, хочу у вас спросить, что сегодня вы повторили, а что узнали нового.
|
2 мин.
|
Ответы детей.
|
11. Рефлексия.
|
Воспитатель показывает ученикам сделанное из бумаги и картона дерево.
В. – Ребята, как вы думаете, что это такое.
Слайд №14
В. – правильно, это дерево, но это не простое дерево, а дерево-успеха. Как вы думаете, чего ему не хватает?
Правильно листочков.
В.- У вас на столах лежат конверты, а в них листья зеленые, красные и желтые. Если вам сегодня на занятии все было понятно и интересно, вы должны повесить на дерево зеленые листочки, если что-то было непонятно – желтые, а если вы вообще ничего не поняли, вам было скучно и неинтересно – красные.
В.- За работу. Свой выбор надо подтвердить словами, что понравилось, а что нет.
В.- Ребята, посмотрите, какое у нас получилось дерево.
В. – Правильно. А как вы думаете почему именно дуб – дерево успеха.
В: -Спасибо за активное участие на занятии.
Слайд №15
В.- Проходят годы, но во все времена дети будут с удовольствием читать и перечитывать сказки А.С.Пушкина. Я думаю, и вы еще раз перечитаете сказку о золотой рыбке и может быть откроете для себя еще что- то новое, интересное и поучительное.
|
3 мин
|
Дерево.
Листьев.
Учащиеся вешают на дерево листочки и говорят, что им больше всего понравилось и запомнилось.
Дуб
Дуб есть в отрывке Лукоморье.
Старика, старуху, золотую рыбку.
|
Название работы: Клубный час: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Номинация: педагогическая
Название учреждения: муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей с.Хлевное
Ф.И.О. педагога: Пожидаева Надежда Александровна
Должность: воспитатель
|