Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
МБОУ


Пятница, 26.04.2024, 03:21


Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Конспекты уроков и внеклассных мероприятий [33]

Наш опрос
Удовлетворены ли Вы качеством дошкольного образования в ваших населенных пунктах?
Всего ответов: 88

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Начальная школа » Конспекты уроков и внеклассных мероприятий

Формирование информационной грамотности младших школьников в условиях реализации
11.09.2017, 22:47

                                                                       Родионова Н. П.

Формирование информационной грамотности младших школьников в условиях реализации

ФГОС второго поколения

В современном обществе человеку приходится иметь дело с огромными потоками информации. Чтобы не «затеряться» в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых должны быть заложены в начальной школе. С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире, в ФГОС НОО в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной НООП» включены умения работать с информацией.

Навыки устного и письменного счета, каллиграфического письма, чтения, составлявшие основу начального обучения на протяжении многих столетий, сейчас все в меньшей степени признаются единственно важными и достаточными для школы настоящего и будущего. Возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, предоставления другим людям в максимально рациональной форме, т.е. в воспитании информационной культуры.

Данная проблема актуальна. Мир информации чрезвычайно широк и многообразен. Представление его в различных информационных источниках (книга, видео- или аудионоситель, компьютер, человек как информатор, натуральный предмет окружающего мира как предмет изучения и наблюдения) не изменяет суть проблемы научения ребенка приемам ориентировки в мире информации.

Под термином " информационная грамотность " будем понимать набор умений и навыков школьника, позволяющий ему находить информацию, критически ее оценивать, выбирать нужную информацию, использовать ее, создавать новую информацию и обмениваться информацией. Иногда вместо термина " информационная грамотность " используют термин "основы информационной деятельности".

Определяя содержание понятия " информационная грамотность ", важно понимать, что в формирование информационной грамотности делают вклад все школьные учебные предметы.

Раскрывая и уточняя формулировки, можно получить следующее определение содержания информационной грамотности.
Информационная грамотность - это:

  • умение определять возможные источники информации и стратегию ее поиска;
  • умение анализировать полученную информацию, используя различного рода схемы, таблицы и т.д. для фиксации результатов;
  • умение оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности, достаточности для решения проблемы (задачи);
  • умение ощущать потребность в дополнительной информации, получать ее, если это возможно;
  • умение использовать результаты процессов поиска, получения, анализа и оценки информации для принятия решений;
  • умение создавать новые (для данного случая) информационные модели объектов и процессов, в том числе с использованием схем, таблиц и т.д.;
  • умение наращивать собственный банк знаний за счет лично значимой информации, необходимой для своей деятельности в самых разных областях;
  • умение создавать свои источники информации;
  • умение использовать современные технологии при работе с информацией;
  • умение работать с информацией индивидуально и в группе.
    Для того, чтобы систематизировать весь набор умений, входящих в информационную грамотность , выделим три основных раздела:
    1. Человек. (В этом разделе будем рассматривать общие навыки работы с информацией: хранение, поиск, передача и использование, включая такие виды использования как принятие решений и создание информационных продуктов).
    2. Человек и компьютер. (В этом разделе будем рассматривать навыки использования информационных технологий).
    3. Человек и общество. (В этом разделе будем рассматривать навыки обращения человека с информацией в обществе).

Меняется и роль учителя в информационной культуре. Учебник, доска, мел, карточки с заданиями и бумажные плакаты – это составляющие части педагогических технологий, которые были хороши в прошлом. Новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции, требуют от учителя другого подхода . Учитель должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств.

ИКТ- ресурсы в предметах

Русский язык

Проекционное оборудование/ интерактивная доска, документ-камера

Чтение

Телевизор, магнитофон или плеер, диктофон

Математика

Электронные весы, измерители температуры, вычислители

Окружающий мир

Фотоаппарат, видеокамера, телевизор, магнитофон или плеер, микроскоп, диагностические датчики (пульса, давления)

ИЗО, технология

Конструкторы, в том числе робототехника

Планшет для изобразительного творчества

Музыка

Музыкальные клавиатуры и синтезаторы звука, аудио оборудование,

 

У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребят положительные эмоции.

Мультимедийное пособие «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия», содержит все области знаний, снабжено видео и аудиофрагментами, анимациями, а также обилием иллюстраций, которые можно использовать на уроках. Увлекательные интерактивные игры помогают развить логику и воображение, автоматизировать счет, помогают научиться решать задачи.

Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия охватывает такие предметы, как русский язык, окружающий мир и математика.

Уроки «Начальной школы Кирилла и Мефодия» представляют собой наборы тематически организованных интерактивных слайдов для наглядного изложения учебных материалов, тренировки навыков и контроля успешности выполнения заданий. С помощью таких электронных образовательных ресурсов школьники могут научиться:

  • бегло считать, складывать, вычитать, умножать и делить;
  • сравнивать числа;
  • сравнивать единицы измерения;
  • решать уравнения и задачи в несколько действий;
  • логическому мышлению;
  • внимательности и самостоятельности.

Основные дидактические функции слайдов:

  • источник информации;
  • средство управления учебной деятельностью;
  • средство организации контроля и самоконтроля.

Электронные образовательные СД есть по все предметам.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. "Презентация" - переводится с английского как "представление".

Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. Да и мы можем сказать, что урок, включающий слайды презентации, данные электронной энциклопедии, и вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.

Для подготовки к уроку можно создавать свои презентации или использовать готовые на различных сайтах.

Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

В Коллекции представлены наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в школах России, инновационные учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы, прошедшие экспертизу и апробацию в условиях реального учебного процесса.

Интересные подборки ЦОР содержат сайты «Современный учительский портал», «Про школу», «Педсовет.ру» и другие.

Однако, информационная культура и информационная грамотность школьников включает в себя не только умения пользоваться современными компьютерными технологиями, но и умения, связанные с использованием традиционных носителей информации: книгами, словарями, наблюдением, межличностным общением.

Расскажу о технологии, которую использую сама на протяжении уже нескольких лет. Она называется «Квант»; направлена на работу с информацией и полностью отвечает требованиям ФГОС. Технология может применяться на любом уровне обучения: от начальной школы до вуза (и успешно применяется в ряде школ Москвы, работающих в рамках эксперимента по формированию УУД на основе текстовой информации).

В физике

Квант – наименьшее количество какой – нибудь физической величины, обладающей самостоятельным существованием.

Понятие относительно работы с текстом

Квант – основная мысль или ведущая идея автора текста, которая выявляется в процессе его анализа и интерпретации

Отсюда следует, что технология работы с информацией «Квант» подразумевает осмысление, преобразование и сжатие информации до наименьшего объёма, несущего в себе основной смысл текста.

Это умение необходимо нашим детям в школе, так как количество страниц текста в учебниках с каждым годом возрастает. Вместе с этим растёт и нагрузка на ребёнка: литература, естествознание, история, иностранный язык – огромное количество печатного текста, который надо усвоить, запомнить, пересказать и постараться не забыть в течение учебного года. Вот тут и приходит на помощь технология «Квант», которая позволяет:

  • детально проанализировать большое количество информации за короткое время,
  • систематизировать её,
  • выделить смысловое ядро и отбросить лишнее.

Мне представляется технология «Квант» в виде заключённого в круг треугольника. Вершины этого треугольника соответственно:

1) творческая роль преподавателя,

2) высокий эмоциональный тонус класса и его включённость в учебный процесс,

3) высоко мотивированная учебная деятельность.

Схема может быть и такой: тот же треугольник в круге, но вершины– Мотивация, Интеллект, Эмоция, так как эффективность работы по технологии «Квант» состоит в комплексном развитии личности

Суть технологии «Квант»

Первый этап. Для работы учащимся предлагается текст объёмом в 2—4 страницы. Класс делится на 4 группы. По ходу чтения текста каждая группа выполняет одну из главных Позиций:

первая – вычленяет 10 – 15 ключевых слов и 3 – 4 основных понятия,

вторая – составляет схему (таблицу), отображающую общее содержание текста;

третья – составляет 10 – 12 вопросов,

четвёртая – пишет тезисы – краткое содержание текста,

Главное условие: выполнить задание так, чтобы материал, представленный в позициях, был хорошо понятен человеку, не знающему содержания этого текста. Задание выполняется группами в течение 15 минут, затем – презентация.

Представители трёх групп записывают свои варианты на доске. После этого четвёртая группа предлагает остальным внимательно прослушать тезисы и отметить совпадения с информацией, представленной другими группами.

Необходимо:

1) весь полученный группами материал интегрировать в единый «Квант» -- смысловое целое (ключевые слова должны раскрывать суть и содержание схемы; схема должна отражать суть и логику тезисов);

2) схема может быть конкретизированной или обобщённой;

3) стрелки связей в схеме должны раскрывать логику построения текста;

4) схема и тезисы должны включать три части: вступление, основную часть, умозаключения и выводы.

На первом этапе работы все представленные варианты приводятся к соответствию, т.е. единому смысловому целому – «Кванту».

Второй этап. Каждая группа выполняет все 4 позиции. Затем следует сравнение результатов и выбор наиболее удачных вариантов. Возможно введение дополнительных позиций «Театр» и «Поэт».

«Театр»: представление всей группой одного из задуманных ключевых слов с помощью мимики и жестов.

«Поэт»: создание стихотворения с использованием ключевых слов с целью отражения смысла текста и своего отношения к нему.

Третий этап. Каждая группа получает свой текст и готовит по нему 4 позиции.

Знаете, что поразило меня как учителя, когда я впервые провела урок по технологии «Квант» в своём классе, где из 19 учеников 17 – супергиперактивные с синдромом дефицита внимания? Меня поразили: деловое настроение, внимательность при чтении, активность и тактичность при обсуждении (ведь надо иметь терпение выслушать собеседника – вот где важная составляющая диалога!). Мы все – я и дети – испытали удовольствие от общения друг с другом. Мы взглянули друг на друга по-новому, мы самих себя увидели с другой стороны: рассудительными, деловыми, тактичными и – успешными. Конечно, на таком уроке каждый получает «пятёрку».

Формирование информационной грамотности – одна из актуальных задач начального образования. От того, насколько сегодня эта задача будет реализована в практику работы школ, зависит успешность социализации учащихся в будущем.

Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.

 

Категория: Конспекты уроков и внеклассных мероприятий | Добавил: Юрий72
Просмотров: 673 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Год педагога и наставника 2023

План к году педагога и наставника 2023
Огонь – самая опасная стихия!

Защитим себя от пожаров!
Это должен знать каждый!
СТРАТЕГИЯ

Сайт Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) Липецкая область
Сайт Открытых олимпиад для школьников Липецкой области
Сайт выездных профильных смены Центра «Стратегия»
Сайт Заочной школы Центра «Стратегия»>
Форма входа

Чтобы оценить условия предоставления услуг

наведите камеру Вашего телефона и сканируйте QR-код
Поиск

Полезные ссылки

Группа ВК «РДШ – МБОУ «Лицей села Хлевное»» 
Старо-Дубовский филиал
Воробьевский филиал
  



















Архив записей

Copyright МБОУ лицей с.Хлевное © 2024Хостинг от uCoz