Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
МБОУ


Вторник, 23.04.2024, 16:47


Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Конспекты уроков и внеклассных мероприятий [33]

Наш опрос
Удовлетворены ли Вы качеством общего образования в нашем лицее?
Всего ответов: 132

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Начальная школа » Конспекты уроков и внеклассных мероприятий

Информационные часы в начальной школе
[ Скачать с сервера (64.0 Kb) ] 22.01.2018, 01:25

Информационные часы в начальной школе

Учитель начальных классов

                                                                                     Родионова Надежда Петровна

 

        Маленький человек появляется на свет. Родители счастливы. Ребёнок окружён заботой и вниманием, помощью и поддержкой. Он познаёт мир с помощью родных и близких, но ему всё больше нравится делать это самому. Родителей удивляет, что ребёнок всё чаще отвергает их помощь и пытается постичь тайны предметов и явлений самостоятельно.

        По мере взросления информационное поле ребёнка расширяется, его познавательные устремления становятся более активными, иногда родителей это раздражает, они отмахиваются от его вопросов, твердя весьма популярную фразу «подрастёшь – узнаешь».

        Ребёнок подрастает, приходит в школу и ждёт, когда же он сможет познать то, что он ещё не знает. Часто можно наблюдать, как первоклассники, затаив дыхание, ждут встреч со своим учителем, который вводит их в мир неизведанного и непознанного ими.

        Они ждут интересных рассказов, интеллектуальных путешествий, познавательных игр. Однако учитель, связанный по рукам и ногам школьной программой, зачастую знакомит ребят с миром открытий  впопыхах, сухо и неинтересно. С каким интересом дети задают педагогу тысячи вопросов, от которых он пытается уйти, говоря о том, что на них они получат ответ чуть позже! Искорка интереса, которая горела ярко, тлеет, а потом и вовсе гаснет. Придя на урок в старшую школу, зачастую можно увидеть, что ребята не хотят отвечать даже на те вопросы, которые предлагает им учитель, не говоря о том, чтобы ставить свои вопросы, искать и находить на них ответы.

       В мир познания войти помогают детям и родители, и воспитатели совместно, если педагог подходит к проблеме развития познавательной активности, детского интереса и любознательности системно и ответственно.

       Проблема познания, познавательной активности, способы, методы и приёмы формирования познаний и интереса ребёнка, его развития и расширения – одна из самых главных и вечных проблем педагогики. Однако в последнее время вопросы развития  у ребёнка интереса к познанию, познавательной активности рассматриваются однобоко, под углом зрения учебной активности школьника.

       Человек познаёт мир не только в активной учебной деятельности, но и в других видах и формах познания. Интересная познавательная деятельность может не только способствовать накоплению знаний, но и развить интерес и желание постоянно узнавать что-то новое, привычку постоянно пополнять запас своих знаний. Хорошо организуемое взрослыми познание способствует тому, что ребёнок не только развивает в себе потребность приобретать знания с помощью взрослого, но и стремится получать знания самостоятельно. Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся много и серьёзно рассматриваются в педагогической литературе. Этой теме были посвящены многочисленные исследования П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, А. К. Марковой и других учёных. В большей степени эти исследования посвящены формированию потребности и интереса к познанию в ходе учебной деятельности, однако не менее важно заниматься активизацией познавательной деятельности ребёнка не только на уроке, но и во внеурочное время.

      Активное формирование познания учащихся начинается в начальной школе. Этому способствуют особенности познавательной сферы младших школьников. Младший школьный возраст – это период впитывания, накопления знаний, период усвоения этих знаний по их преимущественному признаку: чем знания интересней, необычней, образней, тем больше у детей желания и интереса ими обладать. Для того чтобы у младших школьников был развит интерес к обладанию учебными знаниями, необходимо создать им условия для максимального развития их информационного поля, способствовать формированию информационной культуры школьника.

      Информационная культура – это возможность получить и использовать качественную информацию, которая способствует формированию интеллектуальных умений учащихся, определению их интересов и потребностей, развитию способностей. Информационная культура школьника формируется как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

      На уроках это сделать не всегда возможно, зато внеклассная работа даёт большие возможности для формирования информационной культуры, познавательного интереса и познавательной активности школьников.

      Одной из форм развития познавательного интереса младших школьников является информационный познавательный час. В недалёком прошлом информационный час именовался политической информацией.

       В определённый период времени чиновники в образовательной сфере поспешили выбросить информационный час из воспитательной работы классного руководителя, посчитав его ненужным в наше время. Однако это совершенно неверно, и в последнее время многие школы и регионы уделяют большое внимание формированию политической  культуры учащихся, их всестороннему образованию, для того чтобы они выросли небезразличными к тому, что происходит  вокруг и готовыми узнавать и сохранять то, что было до них.

       Однако рассматривать информационный час только как средство формирования политической культуры учащихся в корне неверно. Очень часто можно наблюдать, как организуется информационный час такого содержания. Классный руководитель берёт газетную статью актуального содержания и читает её сам или, если возраст детей постарше, её читают дети. Иногда без всякого смысла, интереса, удовольствия. Такая работа формирует отвращение к тому, что хотелось видеть как полезное и нужное дело. Дети с иронией и негативными эмоциями воспринимают такое формирование политической культуры.

        Сегодня, в XXI веке, необходимо сделать так, чтобы информационный чаас способствовал формированию привычки жить в информационном поле, искать и находить интересную информацию, видеть мир вокруг себя и быть ему сопричастным.

        Главное назначение информационного часа – формирование сопричастности к событиям и явлениям общественно – политической жизни совей страны, своего города, района, мира. Это значит, что информационный час должен быть не только информационно насыщенным, но и познавательным. Он должен помочь ребёнку увидеть мир в самых различных ракурсах, познакомить со средствами добывания информации, способствовать формированию привычки читать, работать с книгой, газетой, журналом.

        Информационный час познавательного характера помогает учащимся применить знания, полученные на уроках истории и граждановедения, разобраться в сложнейших проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире.

       Помимо этого информационный час и подготовка к нему могут расширить кругозор учащихся, увлечь их своей проблематикой, развивать исследовательские и творческие умения.

       Информационно-познавательный час в современной школе – это возможность дать учащимся такую информацию, которая будет им интересна, сможет пробудить в них потребность в познании, чтении хорошей литературы, газет и журналов, сохранить любознательность и любопытство, которые зачастую теряются по мере взросления ребёнка.

       В рамках формирования информационной культуры школьника информационно-познавательный час способствует формированию пытливости ума школьника, исследовательских умений, учит сравнивать и обобщать, анализировать информацию.

       Кроме того, хорошо организованный информационно-познавательный час способствует формированию мировосприятия ребёнка, создаёт условия для понимания учащимися процессов и явлений, происходящих в стране и мире.

       Информационно-познавательный час – это возможность не только предложить детям интересную и занимательную информацию, но и получить обратную связь в виде мнения и оценок учащихся тех или иных событий, явлений, происходящих в стране, мире. Анализ  высказываний учащихся даёт педагогу огромную возможность понять, как воспринимают дети окружающий мир и процессы, происходящие в нём, как оценивают те или иные события, происходящие в обществе, в их семьях.

       Информационно-познавательный час – это форма просвещений учащихся, направленная на воспитание информационной культуры учащихся с использованием интеллектуальной, гражданской, нравственно-правовой тематики.

       В подготовке информационных часов могут участвовать:

* школьный библиотекарь;

* учителя – предметники;

* психологи;

* классный руководитель;

* старшие школьники;

* родители учащихся.

       Информационно-познавательные часы могут быть обзорными и тематическими. Они проводятся еженедельно и способствуют формированию познавательной мотивации, интереса к чтению, любознательности, кругозора учащихся, потребности в знаниях. Тематика информационно-познавательных часов в начальной школе должна учитывать:

  • возраст учащихся;
  • их познавательные интересы;
  • важность обсуждения данной темы для учебной деятельности школьников;
  • важность данной темы для понимания событий и явлений окружающей жизни;
  • особенности восприятия информации младшими школьниками.

  Обзорный информационно-познавательный час – это краткий обзор

политических, культурных, спортивных событий не только в своей стране, но и за рубежом. Для подготовки информационно-познавательного часа можно использовать различные источники, среди которых могут быть:

  • газеты и журналы, пользующиеся хорошей репутацией как информационные источники;
  • словари и справочники различной направленности;
  • записи радиопередач и радиоинтервью по интересующим темам;
  • записи телепередач;
  • сеть Интернет.

        Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями и интересными фактами из прошлого и происходящего в современном мире, в стране и в городе.

        Такие часы по времени могут длиться 20 – 25 минут. Этого вполне достаточно, чтобы обсудить важные и интересные события и факты из истории страны и мира.

        Тематический информационно-познавательный час посвящён одной теме и используется для обсуждения важных событий, актуальных тем и фактов из жизни страны и мира, города и даже школы; юбилеев и памятных дат в жизни выдающихся людей; событий, связанных с именами выдающихся людей.

         Тематический информационно-познавательный час должен учитывать актуальность и важность обсуждаемой проблемы, способствовать глубокому осмыслению учащимися обсуждаемых вопросов.

         К тематическому информационно-познавательному часу уместно подготовить вопросы для обсуждения, литературу и наглядные пособия, видеосюжеты, результаты статистических и научных исследований, опросов.

         Для участия в тематическом информационно-познавательном часе могут быть приглашены эксперты по обсуждаемой проблеме. Темы информационно-познавательных часов могут быть самыми разнообразными.

         Тематический информационно-познавательный час может быть посвящён датам календаря, о которых  полезно и необходимо знать учащимся.

         Тематические часы могут быть по времени более длительными, чем обзорные, до 30 – 40 минут.

          Если такой информационно-познавательный час длится дольше, он может вызвать отрицательное восприятие учащимися такой формы  воспитательной работы.

          Основные виды подготовки к информационно-познавательному часу:

  • обзор газетных сообщений;
  • пересказ событий и фактов в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов;
  • работа со словарём и справочной литературой;
  • работа с политической картой мира и глобусом;
  • комментированное чтение книжных, газетных и журнальных материалов;
  • формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;
  • просмотр и обсуждение телематериалов.

          При подготовке информационно-познавательного часа в начальной школе классный руководитель может руководствоваться следующими правилами:

  1. Информационно-познавательный час не должен быть продолжительным по времени.
  2. Информационно-познавательный час должен быть ярким и занимательным, он не должен быть монологом и наставлением учителя.
  3. В подготовке информационно-познавательного часа должны участвовать дети. При этом желательно, чтобы они проявляли собственную инициативу и старались сделать его интересным для одноклассников.
  4. Информационно-познавательный час должен развивать интеллектуальные и коммуникативные умения учащихся: рассуждать, делать выводы, защищать своё мнение, высказывать его.
  5. Информационно-познавательный час необходимо использовать для развития словарного запаса учащихся, пополнения энциклопедических знаний школьников.
  6. Информационно-познавательные часы должны проводиться регулярно.
  7. Информация, предлагаемая учащимся не должна оставлять их равнодушными, безразличными к тому, что происходит в мире и стране.

     В ходе информационно-познавательного часа могут быть использованы такие виды работы с учащимися, как:

* чтение газетных сообщений;

* комментированное чтение газетных и журнальных материалов;

* пересказ событий в стране и мире с использованием газетных, журнальных, книжных текстов;

* работа с терминами с помощью различных словарей;

* просмотр и обсуждение теле- и видеосюжетов;

* обмен мнениями по увиденному и услышанному в обсуждаемой теме.

      Формами проведения информационно-познавательного часа могут быть:

  • путешествия по странам и континентам;
  • информационные ринги;
  • конкурсы эрудитов, знатоков газетной азбуки, карикатуристов и плакатистов;
  • экскурсии в типографию, на почту, в редакцию газеты;
  • праздники газет и журналов;
  • встречи с журналистами и людьми, делающими газету;
  • устные журналы, посвящённые памятным датам;
  • чествование юбилейной даты книги, журнала, газеты, человека, героя;
  • викторина (обзорная и тематическая);
  • пресс-конференция;
  • встречи с интересными людьми;
  • вечера вопросов и ответов;
  • дискуссии;
  • путешествие во времени (история создания газет и журналов);
  • рекламная акция;
  • защита плаката, рисунка, карикатуры и т. д.

 

Примерные темы

для информационно-познавательных часов

в начальной школе

 

1 класс

1. Как пришли в нашу жизнь газеты и журналы.

2. Газеты и журналы нашего дома.

3. Любимые книжные герои детей и родителей.

4. Газеты и журналы времён войны. Из воспоминаний дедушек и бабушек.

5. Когда в нашу жизнь пришёл телевизор.

 

2 класс

1. Газетные профессии.

2. Один день нашей страны в газете и журнале.

3. О чём говорят, о ком пишут. Люди, о которых говорит страна.

4. Как стать журналистом.

5. Моя любимая телевизионная передача.

 

3 класс

1. Интервью с продавцом газет.

2. Профессия – репортёр.

3. Один день в жизни планеты Земля. По страницам газет и журналов.

4. Словарь газеты и журнала.

5. Герои газетных публикаций.

 

4 класс

1. Рассказ о любимой газете, журнале.

2. Газетные полосы прошлого.

3. Моя телепрограмма на неделю.

4. Кто такой архивариус? Ко дню архивов.

5. О чём писали 100 лет назад в этот день.

 

 

 

 

 

И в завершение хочу привести несколько цитат по данной тематике:

«Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его дед»

                                                                                            /А. П. Чехов/

 

« Информация – это строительный материал сознания».

                                                                    /Из креативного интернет – словаря»/

 

 

« Скажи мне – и я это забуду. Покажи мне – и я, может, запомню это. Позволь мне сделать – и я это буду знать».

                                                                                                  /Конфуций/    

 

 

 

 

 

Литература:

Дереклеева Н. И.

Информационные часы в школе: 1 – 4 классы. – М.ВАКО, 2008. – 208 с. – (Педагогика. Психология. Управление).

 

 

 

Категория: Конспекты уроков и внеклассных мероприятий | Добавил: defaultNick
Просмотров: 2495 | Загрузок: 42 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Год педагога и наставника 2023

План к году педагога и наставника 2023
Огонь – самая опасная стихия!

Защитим себя от пожаров!
Это должен знать каждый!
СТРАТЕГИЯ

Сайт Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) Липецкая область
Сайт Открытых олимпиад для школьников Липецкой области
Сайт выездных профильных смены Центра «Стратегия»
Сайт Заочной школы Центра «Стратегия»>
Форма входа

Чтобы оценить условия предоставления услуг

наведите камеру Вашего телефона и сканируйте QR-код
Поиск

Полезные ссылки

Группа ВК «РДШ – МБОУ «Лицей села Хлевное»» 
Старо-Дубовский филиал
Воробьевский филиал
  



















Архив записей

Copyright МБОУ лицей с.Хлевное © 2024Хостинг от uCoz