Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Лицей с.Хлевное


Воскресенье, 19.11.2017, 01:58


Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [12]
Информатика [12]
Методические материалы по информатике
Математика [7]
Начальная школа [29]
Технология [10]
Конспекты по технологии
Русский язык и Литература [10]
ИнЯз [5]
Иностранный язык

Наш опрос
Удовлетворены ли Вы качеством дошкольного образования в ваших населенных пунктах?
Всего ответов: 62

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Мои файлы

«Организация работы с дополнительными источниками информации на уроках литературного чтения»
11.09.2017, 22:45

                                                                                                 Родионова Н. П.

 

«Организация работы

с дополнительными источниками информации

на уроках литературного чтения»

 

      Высокое качество образования на любой ступени обучения сегодня невозможно без высокого уровня информационной грамот­ности школьников.

Федеральный государственный образо­вательный стандарт начального общего об­разования нацеливает на формирование у младших школьников следующих умений: использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учеб­ном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, орга­низации, передачи и интерпретации инфор­мации в соответствии с коммуникативны­ми и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета. Переработка учебной информации учащимся и есть про­цесс учения, в результате которого учебная информация трансформируется в его собственное знание.

Но умеет ли младший школьник сам ис­кать необходимую информацию и работать с ней? Как часто возникают ситуации, ког­да учитель просит ученика подготовить со­общение или презентацию по какой-либо теме, но не рассказывает о том, как это сде­лать. И получается, что задание, связанное с поиском информации, выполняют роди­тели ученика.

Очевидно, требуется специально обу­чать младших школьников работе с разны­ми источниками информации (прежде все­го о детских писателях), справочными из­даниями.

«Главное отличие справочных изданий для детей <...> заключается в том, что они подразумевают иной характер чтения. Из­дания для детей рассчитаны не только на выборочное, но и на последовательное чте­ние. Для них характерна занимательность, яркость изложения. Язык отличается об­разностью. <...> По-иному создаются типо­вые схемы статей, часто используются фор­ма вопросов и ответов, отрывки из произве­дений художественной литературы», — подчеркивает С.Г. Антонова [1][1].

Представим краткий обзор справочных изданий, к которым младший школьник может обратиться за дополнительной ин­формацией о биографии и творчестве дет­ского писателя.

Интересными представляются библио­графические справочники: «Очерки о дет­ских писателях [3], справочники Г.Н. Тубельской «Детские писатели России. Сто имен» [11] и «Зарубежные детские писате­ли. Сто имен» [12]. В них можно найти дос­тупные статьи об авторах и их книгах.

Младших школьников целесообразно познакомить с библиографическим пособи­ем «Писатели нашего детства» [7]. Каждый очерк о писателе содержит его портрет, био­графические сведения и рассказ о творчес­ком пути. В конце такого очерка — список произведений автора, информация об ил­люстраторах.

Вводит учащихся в мир словесного ис­кусства занимательная детская литератур­ная энциклопедия «Я познаю мир» [17]. Каждую статью о писателе завершает руб­рика «Листая страницы», включающая пол­ностью произведения или отрывки из них.

     Содержательную информацию о дет­ских писателях предлагают тома Энцикло­педии для детей [15], в которых литература представлена в историческом развитии. Младший школьник может видеть творче­ство определенного писателя в рамках ис­торической эпохи. Кроме того, здесь в до­ступной форме дается информация о лите­ратурных стилях, направлениях.

В поисках литературоведческой инфор­мации младшие школьники могут обра­титься к Энциклопедическому словарю юного литературоведа [16].

Для младших школьников созданы и специальные справочные пособия, которые помогают ориентироваться в многообраз­ном книжном мире, находить дополнитель­ную информацию о детских писателях. Например, словарик «Персонажи любимых книг» [8] рассказывает о героях русских на­родных сказок и былин, известных расска­зов и литературных сказок.

Говоря о справочных пособиях для де­тей, невозможно не упомянуть об электрон­ных ресурсах. Например, существует инте­ресный электронный альманах о книгах для детей «BiblioГид» [2], созданный сотрудни­ками Российской государственной детской библиотеки.

В Интернете появляются модификации реальных учреждений культуры (виртуаль­ные библиотеки, виртуальные музеи, вир­туальные архивы).

К примеру, электронная «Библиотека детской литературы» [4] представляет ин­формацию о наиболее популярных в насто­ящее время детских книгах, дает возмож­ность прочитать несколько страниц книги и даже скачать весь текст. К произведениям прилагаются биографии писателей и их фо­тографии.

В рамках электронных библиотек орга­низуются виртуальные выставки, которые знакомят читателей с внешним видом и содержанием представленных изданий, био­графиями писателей, которым они посвя­щены, в них содержится интересный иллю­стративный материал (фотографии, портре­ты, репродукции картин и т.п.), представле­ны библиографические списки по каждой теме. Такие выставки, как правило, органи­зуют библиотеки, которые ищут современ­ные формы работы с читателями в новой информационной среде.

Интересно, что виртуальные выставки не дублируют традиционные библиотеч­ные. «Виртуальная выставка представляет внешний вид документа, библиографиче­ское описание и аннотацию, а также допол­нительные данные — оцифрованные выде­ржки из книги, рецензии, отзывы. Большое внимание уделяется дизайнерским решени­ям: с помощью цвета, графики, анимации появляется возможность создать настрое­ние, привлечь внимание, подчеркнуть и вы­делить важные моменты. Использование анимационных заставок помогает вирту­альную выставку сделать живой и дина­мичной» [3].

Готовясь к урокам литературного чте­ния, ученики могут совершить экскурсию по виртуальным музеям, чтобы ощутить ат­мосферу определенной эпохи или побывать в кабинете известного писателя. «Вирту­альный музей — собрание web-страниц, со­держащих каталоги и фотографии экспона­тов из различных художественных собра­ний. Виртуальный музей может быть плос­ким (каталог) и трехмерным (можно пройти по залам и посмотреть экспонаты под разным углом). «Посетитель» вирту­ального музея может смотреть, выбирать нужный ему экспонат, а также сохранить его изображение в своем компьютере» [2].

Интересно младшим школьникам будет побывать в «Виртуальном музее литера­турных героев» [3], обратиться за справкой в коллекцию «Русская и зарубежная лите­ратура для школы» [5], узнать о творчестве современных писателей в содержательном обзоре.

В Интернете есть сайты, посвященные творчеству определенных писателей. Напри­мер, на официальном сайте современной дет­ской писательницы Тамары Крюковой [13] можно познакомиться с ее биографией, произведениями, с отзывами читателей о творчестве автора. Безусловно, подобные сайты создают перед младшими школьни­ками живые образы писателей, делают мир их произведений ярким, запоминающимся.

 

 

Таким образом, существует множество печатных справочных изданий и интернет-ресурсов, рассказывающих о детских писа­телях, литературе, эпохе, в которой творили писатели. Со всеми ними современный школьник может познакомиться на уроках литературного чтения. Именно на этих уроках уместно орга­низовать специальную работу по форми­рованию у школьников информационно-поисковых умений. Как построить такую работу?

Целесообразно начать со вступительной беседы:

— Сегодня мы узнаем, как найти инфор­мацию о детских писателях, познакомимся с разными справочными изданиями. Чтобы узнать, что относится к источникам инфор­мации, как строятся справочные издания, как ими пользоваться, мы отправимся в пу­тешествие в волшебную страну Почемучляндию. Вы, ученики, — известные «поче­мучки». Где искать ответы на возникающие у вас вопросы? Вы можете спросить у ро­дителей и учителей. Но никто не может знать все на свете. Куда обратиться тогда? Конечно же к книгам. В Почемучляндии живут такие книги, которые могут отве­тить на различные вопросы. Такие книги называют справочниками, их создают спе­циалисты.

Учитель показывает разные справочни­ки, в том числе и справочники о детских пи­сателях, которые упоминались выше.

Страна Почемучляндия огромна. В ней живут и словари; с ними мы уже познако­мились на уроках русского языка. Назовите известные вам словари.

Какую помощь могут оказать лингвис­тические словари на уроках чтения? (Часто в произведениях встречаются незнакомые слова. Можно узнать их значение.) В каком словаре это можно сделать? (В Толковом словаре.) Предлагаю вам поработать с тол­ковыми словарями.

Учитель называет слово и дает два воз­можных его толкования, школьники выби­рают один из вариантов, ответы проверяют­ся по словарю.

Отопки — это несгоревшие дрова или стоптанные башмаки?

Книгочей — это любитель чтения или библиотекарь?

Пыльник — это пылесос или легкое лет­нее пальто?

Вертун — это вертлявый человек (непо­седа) или ветряная мельница?

Весёлка — это смешливая девчонка или лопатка для размешивания жидкого теста?

Катанки — это санки или валенки?

Каракуль — это ценный мех или непо­нятная запись?

Танцулька — это танцовщица или танце­вальный вечер?

Чуни — это лапти или дома чукчей?

Шамкать — есть не спеша или говорить невнятно?

  • Королева справочной литературы — энциклопедия.

Учитель рассказывает о литературных энциклопедиях для детей.

Для вас созданы и специальные спра­вочные пособия, которые помогают нахо­дить дополнительную информацию о жиз­ни и творчестве детских писателей, это...

Но найти ответы на все вопросы в спра­вочной литературе сложно. Надо хорошо знать, как построена книга.

Учитель обращает внимание учащихся на элементы справочной книги, затем зна­комит с источниками информации о писа­телях, которые школьники могут найти в Интернете.

После вводной беседы уместно органи­зовать работу с разными источниками ин­формации о детских писателях: можно про­читать информацию о каком-либо писате­ле, показать портрет, обратить внимание на то, что сведения из разных источников до­полняют друг друга.

На следующем уроке проходит подготов­ка учащихся к самостоятельной работе над сообщением о жизни и творчестве какого-либо писателя. Так, можно предложить уче­никам рассказать о творчестве Т. Крюковой.

Цель урока: подготовить младших школьников к презентации сообщения о биографии и творчестве писателя, состав­ленной самостоятельно в процессе работы с разными источниками информации.

    1. Вводное слово учителя о роли знания биографических сведений о писателе.
    2. Беседа.
  • Часто ли вы знакомитесь с биографи­ческими сведениями о писателях? Зачем мы обращаемся к биографии, справочной литературе о писателе? Интересно ли чи­тать такие материалы?

Какие из рассказов о писателях (в том числе из помещенных в учебнике) вы осо­бенно запомнили? Расскажите такие эпизоды из жизни пи­сателей, которые вас особенно впечатлили.

  1. Анализ структуры сообщения о жиз­ни и творчестве писателя. Учащимся пред­лагается примерный текст о детском писа­теле, они определяют, из каких частей этот текст состоит. Подбирая текст, можно ис­пользовать материалы учебника, вступи­тельные статьи к сборникам произведений писателя или справочные издания, включая интернет-ресурсы.
  2. Подготовка сообщения о биографии и творчестве писателя.

Для коллективной работы предлагается текст автобиографии Т. Крюковой. Автобио­графия анализируется в ходе беседы:

  • Данный текст — биография? Дока­жите.

Учитель объясняет разницу между био­графией и автобиографией.

  • Кому адресован этот текст?

Определите основную цель текста. На основе этих материалов подготовьте сооб­щение о биографии и творчестве Т. Крюко­вой. Что можно изменить, сократить, допол­нить в содержании рассказа о писательнице?

Какую презентацию о писательнице можно составить? Сколько слайдов в этой презентации может быть?

Оговаривается количество слайдов, их содержание, обсуждается иллюстративный материал, которым можно сопроводить со­общения на слайдах.

В качестве домашнего задания предла­гается составить сообщение о биографии и творчестве писательницы, создать презен­тацию.

На каждом уроке знакомства с творчест­вом нового писателя используются приемы, направленные на работу с разными источни­ками дополнительной информации о дет­ских писателях. Назовем некоторые из них.

 

  1. «Узнай портрет».

Предлагается найти среди нескольких портретов портрет писателя, творчество ко­торого изучается на уроке. Такая работа мо­жет предварять изучение творчества, может быть дана в качестве домашней (найти портреты писателей, сравнить их, найти предложенный, назвать имя писателя).

 

  1. «Заполни таблицу».

Рассказ  о писателе

 

 

О писателе

 

 

Основные сведения

Когда родился?

 

 

Где родился?

 

 

Семья

 

 

Детские увлечения  и занятия

 

 

Люди, повлиявшие на формирование личности

 

 

Первые произведения

 

 

Основные темы произведений

 

 

Назвать произведения, отметить

прочитанные

 

 

Что особенно запомнилось?

 

 

 

Это задание на основе работы с разными источниками информации можно предло­жить в качестве домашней работы.

  1. «Белые пятна».

Младшие школьники, найдя ответ в оп­ределенном справочном источнике (его указывает учитель), заполняют бумажные кружочки, на которых записан вопрос о жизни писателя. Вариант задания — учени­ки сами формулируют вопрос на основе прочитанной информации и записывают его на кружочках.

  1. «Интервью с писателем».

На слайде — портрет писателя, ученики как бы обращаются к нему с вопросами. За­тем одноклассники или учитель отвечают на них. Если ответа нет, его предлагается найти в разных источниках: в статье учебника, в справочниках, в материалах Интернета.

  1. «Право выбора».

 

 

Ученикам предлагается найти в разных источниках информации мнения о конкрет­ном произведении, творчестве писателя, его роли в становлении детской литературы, попросить сформулировать свое отноше­ние к этим мнениям. Задание связано с от­бором информации: важно найти чье-то мнение, оценку произведения, записать их на карточке, затем сформулировать свое мнение, дать свою оценку, сравнить все мнения и оценки, выбрать самые близкие, обосновать свой выбор.

  1. Подготовка и создание слайд-пре­зентации, включающей иллюстративные материалы, викторину с заданиями и т.п. В этом случае важно следить за тем, чтобы школьники не пользовались готовыми пре­зентациями из Интернета.
  2. «Писательская биография в ин­тервью и письмах».

Ученикам предлагается найти интерес­ную информацию о писателе из переписки и интервью писателя, записать ее, прочи­тать на уроке.

Названные приемы можно использовать на любом уроке литературного чтения, по­священного жизни и творчеству детского писателя. Учитель может порекомендовать необходимые источники информации (на­звать справочную литературу, дать ссылки на сайты в Интернете, предложить заранее распечатанные материалы), а может пред­ложить школьникам самостоятельно по­добрать источники информации.

На первых порах задания выполняются совместно на уроке, учитель может принести распечатки с материалами к уроку, научить работать с ними, показать возможности по­иска информации на сайтах в Интернете.

Отметим, что тщательно спланирован­ная и хорошо организованная работа с раз­ными источниками информации не только формирует у младших школьников умения искать информацию, пользоваться ею, но и вызывает у них интерес, учит работать со справочными изданиями в процессе подго­товки к уроку литературного чтения, вос­питывает грамотного читателя.

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

    1. Антонова С.Г. Редакторская подготовка изданий. [Электронный ресурс] / Под общ. ред. С.Г. Антоновой, М.: Изд-во МГУП, 2002; URL: http://www.hi-edu.ru.
    2. BiblioГид — книги и дети: проект Россий­ской государственной детской библиотеки. URL: http://www.bibliogid.ru.
    3. Виртуальный музей литературных героев. URL: http://www.likt590.ru.
    4. Kidsbook: библиотека детской литературы. URL: http://kidsbook.narod.ru.
    5. Коллекция «Русская и зарубежная литера­тура для школы» Российского общеобразова­тельного портала. URL: http://litera.edu.ru.
    6. Очерки о детских писателях: Справ. для учителей нач. классов / Сост. И.А. Антипова и др. М.: Баласс, 1999.
    7. Писатели нашего детства. 100 имен: Биогр. словарь: В 3 ч. / Ред. С.И. Самсонов. М.: Либе- рея, 1998-2000.
    8. Селиванова М.С. Персонажи любимых книг: Словарик для младших школьников. СПб.: Литера, 2010.
    9. Смирнова Т. Виртуальный музей в совре­менном культурно-информационном простран­стве // Музей. 2010. № 8. С. 24-26.
    10. Современные детские писатели: Обзор. URL: http://bibnout.ru/2011/08/01/nachalnaya-shkola/sovremennye-detskie-pisateliobzor/.
    11. Тубельская Г.Н. Детские писатели России. Сто имен: Биобиблиогр. справ. М.: Школьная библиотека, 2002.
    12. Тубельская Г.Н. Зарубежные детские пи­сатели. Сто имен: биобиблиографический спра­вочник. Ч. 1. А — М. М.: Школьная библиотека, 2005; Тубельская Г.Н. Зарубежные детские писа­тели. Сто имен: Биобиблиогр. справ. Ч. 2. Н — Я. М.: Школьная библиотека, 2006.
    13. Фантазии Тамары Крюковой. URL: http://www.gorlib.ru/newitems/bkshow/krukova /about.php.
    14. Чижанова Е.А. Виртуальные выставки: новые технологии. [Электронный ресурс] / Е.А. Чижанова. URL: www.library.ru.
    15. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 1. От былин и летописей до клас­сики XIX в. / Гл. ред. М.Д.Аксенова. М.: Аванта+, 1999; Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 2. XX век / Гл. ред. М.Д. Аксено­ва. М.: Аванта+, 1999; Энциклопедия для детей. Т. 15. Всемирная литература. Ч. 1. От зарожде­ния словесности до Гёте и Шиллера / Гл. ред. М.Д. Аксенова. М.: Аванта+, 2000; Энциклопе­дия для детей. Т. 15. Всемирная литература. Ч. 2. XIX и XX века / Гл. ред. В.А. Володин. М.: Аван- та+,2001.
    16. Энциклопедический словарь юного лите­ратуроведа / Сост. В.И. Новиков, Г.А. Шклов­ский. М.: Педагогика-Пресс, 1998.
    17. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Литература / Авт.-сост. Н.В. Чудакова. М.: ACT, 1997.
    18. Т. А. Налимова. //Организация работы с дополнительными источниками информации на уроках литературного чтения. Начальная школа. 2016. № 8, с. 28 – 32.

 

 

 

 

 

1В квадратных скобках указан номер работы из списка «Использованная литература».

Категория: Мои файлы | Добавил: Юрий72
Просмотров: 36 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Полезные ссылки




















Copyright МБОУ лицей с.Хлевное © 2017Хостинг от uCoz