Занятие ТО «Планета загадок»
Тема: Что такое экология?
Цели и задачи:
- формирование представлений и элементарных знаний об экологии;
- анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;
- развитие индивидуальных способностей учащихся;
- воспитание бережного отношения к природе;
- формирование познавательных интересов во внеурочное время.
Планируемые достижения учащихся:
- Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относится к окружающему миру.
- Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.
- Учиться защищать природные ресурсы.
- Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.
Оборудование:
- аудиозапись голов птиц;
- выставка книг “Природа – твой дом”;
- оформление стенда “Охрана окружающей среды”;
- индивидуальные творческие задания;
- анкеты;
- клей;
- цветные карандаши;
- мультимедийная презентация по теме “Путешествие по экологической тропе”;
- карточки – знаки отличия индивидуальных достижений.
Ход мероприятия
СЛАЙД 1
Учитель – Сегодня на нашем занятии мы совершим воображаемое путешествие по экологической тропе. Экологическая тропа – это маршрут в лесу, где человек изучает природу, учится охранять зверей и птиц, деревья и травы. Послушайте историю о лесе.
СЛАЙД 2. Лес
– Жил был лес.
СЛАЙД 3. Птицы
– Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Каких птиц вы узнали?
СЛАЙД 4. Звери
– Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Каких зверей узнали? (Енот, белка, заяц, ежик, волки, медведь, лось, олень, лиса)
СЛАЙД 5. Человек
– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.
СЛАЙД 6. Вырубка леса
– Стал человек тогда вырубать лес.
СЛАЙД 7. Пожар в лесу
– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.
СЛАЙД 8. Загрязнение водоемов.
– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.
СЛАЙД 9. Воздух
– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.
СЛАЙД 10.Засорение отходами
– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).
СЛАЙД 11. Просьба леса
– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу. – И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи: - “ Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных!” – Почему в лесу никто не живет?
Ученик: – Человек разрушил жизнь леса.
Учитель: – Какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?
СЛАЙД 12-13. ЭКОЛОГИЯ
Ученик: – Экология.
Учитель: – «Экология» в переводе с греческого языка, «ЭКОС» - дом, «ЛОГОС» - ученье, наука.
Экология – это наука о взаимоотношениях живой и неживой природы. Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа.
Экология – это наука о том, как сохранить нашу планету. В последние десятилетия люди всего мире все чаще стали задумываться о сохранении природы, окружающей среды и говорить об экологии.
СЛАЙД 14.
2017 год объявлен в Росси годом ЭКОЛОГИИ. Президент РФ четко наметил конкретные цели тематического года:
-
- Привлечь внимание граждан к проблемам экологии.
- Обезопасить существующие экосистемы.
- Сохранить многообразие биологических видов. (животных)
Учитель: – Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и исправим ошибки человека.
Задание 1 Восстановить лес. Учитель: – Я вам сейчас загадаю загадки о деревьях, которые растут в нашей местности. . Эти деревья мы посадим в нашем лесу.
-
- Весной зеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла.
Ответ (Рябина)
- Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
Ответ (Берёза)
- Зимой и летом – одним цветом.
Ответ (Ёль)
- Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)
- С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
Породы деревьев вывешиваются на доску.
СЛАЙД 15. Деревья
Учитель: – Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья. Приятно бегать меж стволов и играть в подвижные игры.
Задание 2 Восстановление животных и птиц.
Учитель: – Кого ещё не хватает в нашем лесу?
Ученик: – Не хватает птиц и зверей.
Учитель: -На столе у вас лежат конверты. Приготовь клей. Достань из конвертов пазлы. Собери картинку из пазлов, наклей на лист бумаги, отгадай животное или птицу, прикрепи к доске. (на пазлах фотографии: медведя, лисы, совы, енота, дятла и т.д)
СЛАЙД 16. Звери в лесу
– Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках. Они благодарят нас за помощь и приготовили для нас подарок – задание.
Задание 3 Кроссворд о природе.
СЛАЙД 17. Кроссворд Вопросы к кроссворду
- Слой земли на котором растут растения? (почва)
- Летом бежит, Зимой спит, Весна настала, - Опять побежала? (река)
- Синоним слова звери.(Животные)
- Назови одним словом деревья, травы, кустарники.(растения)
- На земле он всех сильней, Потому что всех умней.(человек)
- Через нос проходит в грудь,
И обратно держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух).
- Ты уже ,дружок, конечно, Что-то слышал обо мне. Я всегда пятиконечна И живу на самом дне (морская звезда)
Учитель : – Природа – главное слово в нашем задании. Ведь охрана природы – главная цель экологии.
СЛАЙД 18.Охрана природы
Учитель: – Нужно ли охранять природу?
Ученики: – Да!
Учитель: – Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. Нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные - тушить лесные пожары, государство – создавать заповедники для сохранения редких животных и растений, а ученики школ помогать взрослым посильным трудом.
А какие заповедники есть на территории Липецкой области? (на границе Воронежской и Липецкой областей , в Усманском районе, располагается Воронежский государственный биосферный заповедник; в Задонском и Елецком районах - заповедник «Галичья гора». Заповедник «Галичья гора» занесен в Книгу рекордов Гиннеса, как самый маленький заповедник мира)
Задание 4
Игра «Да, нет» На доске прикреплены листочки, на которых написаны правила поведения и то, что делать в природе нельзя. Распределите их в две группы: «Да» - нужно делать, «Нет» - делать запрещено.
Положительное влияние человека Отрицательное влияние человека
1. Сажать деревья 1. Рвать цветы
2. Строить очистительные сооружения 2. Выбрасывать мусор в лесу
3. Охранять, разводить животных, 3. Убивать животных
занесенных в Красную книгу
4. Придумывать упаковочные материалы 4. Оставлять костёр в лесу
из невредных веществ
5. Убирать мусор в лесу 5. Вырубать леса Задание 5 Нарисовать знак-правило.
На столе у вас большие круги, похожие на дорожные знаки. Придумай знак – напоминание о поведении человека в лесу. Расскажи о значении этого знака. Повесь его в нашем лесу (на доску).
Давайте посмотрим, как теперь живется в лесу нашим деревьям, зверям, птицам.
СЛАЙД 19.
Задание 6.
Заполни анкету.
1. Что изучает наука ЭКОЛОГИЯ?
– Природу;
– Сказки разных народов.
2. Кому приносит вред дым из труб заводов?
– самолётам;
– всем живым существам.
3. Какую книгу называют “Красной?”
– атлас мира;
– книгу редких животных и растений.
4. Где животные могут не бояться охотников и человека?
– в заповеднике;
– в цирке.
5. Куда можно выбрасывать мусор в лесу?
– в берлогу медведя;
– в мусорный бак или забирать с собой.
СЛАЙД 20.
Рефлексия.
Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она ранима и нуждается в нашей помощи. Я думаю, что после нашего сегодняшнего занятия вы задумаетесь о том, как легко разрушить всё прекрасное на планете и как трудно восстановить богатство Земли.
Пора бы человечеству понять,
Богатство у природы отбирая,
Что землю нужно тоже охранять
Она, как мы, такая же живая!
Береги, свою планету,
Ведь другой на свете нету!
Выставка книг “ Природа – твой дом” заинтересует любителей природы. В библиотеке вы всегда найдете книги о растениях, животных и птицах. Берегите природу! |