Несмотря на то, что распространение ВИЧ-инфекции приобрело характер всё усиливающейся эпидемии, большинство молодых людей и подростков недостаточно хорошо информированы в этой области. Сведений, которые они получают из разных, часто некомпетентных источников, недостаточно. Занятия с педагогом – психологом, которые традиционно проводятся для лицеистов в декабре (в рамках акций «Спорт-альтернатива пагубным привычкам", "Скажи нет ВИЧ-СПИДу!"), посвящены рассмотрению различных аспектов проблемы ВИЧ/СПИДа, сообщению ребятам верных сведений об этой проблеме и формированию адекватного отношения к ней. В работе активно используются занятия из программы «ЛадьЯ», тренинг по теме: «Интерактивные психолого-педагогические технологии ведения профилактической работы с детьми и подростками по первичной профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде», проводятся тематические беседы, демонстрируются мультфильмы, презентации. Больше всего лицеистам нравится участвовать в тренинговых занятиях.
Внимание, РЕБЯТА!
Как правильно сказать «НЕТ» ?
Схема правильного отказа:
- Чувство раздражения, неудовольствие по поводу просьбы – предпосылка отказа.
- Нужно сказать «нет», говоря прежде всего о собственных чувствах: «Мне это будет неприятно», «Мне это не нужно», при этом кратко и чётко пояснить, почему так.
- Необходимо выдержать паузу для выслушивания партнёра.
- Повторить свою мысль с учётом слов партнёра по общению .
Поведение в ситуации отказа:
- говорить нужно быстро и коротко, не давая перебивать себя;
- смотреть в глаза собеседнику;
- говорить не слишком громко и не слишком тихо;
- по возможности, предложить альтернативу.
Внимание, РОДИТЕЛИ!
Как определить, как понять, что ребёнок начал употреблять наркотики ?
Специалисты центра психического здоровья детей советуют обратить внимание на следующие признаки:
- любое ухудшение поведения
- изменение пищевых привычек
- резкая смена друзей
- немотивированное падение успеваемости
- внезапная скрытость вместо прежнего доверия
- частые случаи забывчивости, бессвязной речи (незаконченные, рваные предложения, абсурдные заявления)
- на фоне полного здоровья - расширение или сужение зрачков («булавочные зрачки»), покраснение глаз, кашель, насморк, рвота, коричневый налёт на языке, отёчность
- частые и внезапные нарушения координации движений
- перемены настроения (например, от депрессии к эйфории) или тонуса (от сонливости к гиперактивности)
- полная утрата прежних интересов, равнодушие
- более активное использование дезодорантов
- безразличие к внешнему виду
- частое упоминание наркотиков и соответствующей терминологии в шутках и разговорах
- постоянное и необъяснимое другими причинами отсутствие денег или их избыток
- синяки, порезы, микротравмы
Что делать, если возникли подозрения.
- Не отрицайте ваши подозрения.
- Не паникуйте. Если даже ваш ребенок попробовал наркотик, это еще не значит, что он наркоман.
- Поговорите с ребенком честно и доверительно. Не начинайте разговор, пока вы не справились с вашими чувствами.
- Если ребенок не склонен обсуждать с вами этот вопрос, не настаивайте. Будьте откровенны сами, говорите о ваших переживаниях и опасениях. Предложите помощь.
- Важно, чтобы вы сами были образцом для подражания. Ваш ребенок видит ежедневно, как вы сами справляетесь с вашими зависимостями, пусть даже и не такими опасными, как наркотик.
- Обратитесь к специалисту. Химическая зависимость не проходит сама собой. Она только усугубляется. Вы можете обратиться в анонимную консультацию к психологу или наркологу. Если ваш ребенок отказывается идти вместе с вами, придите вы.
Как уберечь наших детей от наркотиков?
Лучший путь – это сотрудничество с вашим взрослеющим ребенком.
- Учитесь видеть мир глазами ребенка. Для этого полезно вспомнить себя в таком же возрасте, свой первый контакт с алкоголем, табаком.
- Умейте слушать. Поймите, чем живет ваш ребенок, каковы его мысли и чувства.
- Говорите о себе, чтобы и ребенку было легче говорить о себе.
- Не запрещайте безапелляционно. Задавайте вопросы. Выражайте своё мнение.
- Предоставьте ребенку знания о наркотиках, не избегая рассказа о положительных моментах удовольствия от них. Вам необходимо помочь сделать ему правильный сознательный выбор между непродолжительным удовольствием и необратимыми последствиями для здоровья.
- Научите ребенка говорить «НЕТ». Тогда ему легче будет сопротивляться давлению сверстников, предлагающих наркотики.
- Разделяйте проблемы ребенка и оказывайте ему поддержку.
- Учите ребенка решать проблемы, а не избегать их. Если у него не получается самостоятельно, пройдите весь путь решения проблемы вместе с ним.
Педагог-психолог: Мерзликина И. В.
|