1 сентября! Ваш ребенок начинает новую жизнь. И вся семья вместе с ним. Для всех нас 1 сентября - некий рубеж, граница. Позади беззаботное детство, впереди - ответственность и реальная подготовка к новой жизни.
Адаптация ребёнка к школе - довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день, не неделя требуется для того, чтобы малыш освоился по-настоящему. Организм ребёнка приспосабливается к изменениям, новым факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций. Совместные усилия педагогов, родителей, врачей и школьного психолога способны снизить риск возникновения у ребёнка школьной дезадаптации и трудностей обучения. Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую. Организм должен привыкнуть работать в новом режиме - это и есть физиологическая адаптация. В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов.
- Первые 2-3 недели называют "физиологической бурей" или "острой адаптацией". Это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют.
- Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
- После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника. Насколько трудно организму ребенка перестроиться на школьную жизнь? Очень трудно. Некоторые дети к концу первой четверти худеют, по некоторым исследованиям даже не некоторые, а 60% детей! У многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак настоящего переутомления). У многих первоклассников родители наблюдают головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов в сердце, нарушения нервно-психического здоровья и другие недомогания. Будьте внимательными к состоянию ребёнка. Первокласснику необходимо гулять на свежем воздухе, играть. Хорошо, если Ваш первоклашка поспит полтора часа- это лучший способ восстановить умственные силы. Если Вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. Составьте вместе с первоклассниками распорядок дня, следите за его соблюдением. Не пропускайте трудности, возможные у ребёнка на начальном этапе овладения учебными навыками. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны повысить интеллектуальные достижения человека. Выработайте единую тактику общения с первоклассником всех взрослых в семье.
Первый класс-это серьёзное испытание не только для ребёнка, но и для всей семьи. От того, как пройдёт этот первый школьный год, во многом зависят все последующие.
Успехов Вам, родители первоклассников!
Педагог-психолог: Мерзликина И. В. |