Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
МБОУ


Четверг, 25.04.2024, 05:32


Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Удовлетворены ли Вы качеством дошкольного образования в ваших населенных пунктах?
Всего ответов: 88

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2015 » Декабрь » 10 » Поэтика жеста в романе – антиутопии «Мы» Е.И. Замятина и ее использование на уроках литературы при анализе художественного произведения
21:24
Поэтика жеста в романе – антиутопии «Мы» Е.И. Замятина и ее использование на уроках литературы при анализе художественного произведения

Поэтика жеста в романе – антиутопии «Мы» Е.И. Замятина и ее использование на уроках литературы при анализе художественного произведения

Во всех общеобразовательных учреждениях на уроках литературы в старших классах изучаются произведения писателей революционного, советского и постсоветского пространства. Не исключение и творчество Е.И. Замятина. Писатель с необычайным талантом получил свою известность после выпуска романа-антиутопии «Мы», вышедшего в 1920 году.

Роман привлек внимание литературоведов не только своей формой, но и образной содержательностью. Ярко выраженная жестовость этого романа породила ряд работ среди замятиноведов. К ним относятся такие, как: М.М. Голубков «Русская литература 20века: После раскола», Л.В. Полякова «Евгений Замятин в контексте оценок истории русской литературы 20 века как литературной эпохи», Н.М. Масленникова «Жест в малой прозе Е.И. Замятина» и др.

Уже в конце 20 века литературные произведения Е.И. Замятина признаются жестовыми, театральными. Каждый образ, каждый персонаж в рассказах, романах, повестях говорит о себе при помощи жеста. Следует отметить, что раскрывающееся в движении, не всегда соответствует желаниям героя. Жест может как сопровождать высказывание, так и опровергать его. Герои всеми силами будут пытаться выдать желаемое за действительное. Однако жестовая партитура – это отражение нашего подсознания, которая раскрывает те чувства и эмоции, обнажить которые для нас подобно оголенному нерву.

При всей важности и значимости этого писателя и его литературного метода в старших классах общеобразовательных учреждений для него отводится минимальное количество часов. В школьной программе Замятина знают только как автора, написавшего роман-антиутопию «Мы». Но нельзя забывать, что писатель с мировым именем создавал огромное количество произведений, среди которых встречаются и переложенные пьесы. Стоит ли упоминать о жестовых рисунках героев? Учителя-словесники,не вдаваясь в подробности жестовых характеристик, порой даже дают произведения Е.И. Замятина как внеклассное чтиво. Естественно, что основная весомая роль Евгения Ивановича в мировой литературе и литературоведении остается упущенной.

Однако ошибочно считать, что в литературном процессе 19-20 века с поэтикой жеста работал только Замятин. В подобном манере работали такие писатели, как: Андрей Белый, А. Толстой и многие другие авторы той эпохи. Перечисленные писатели не только использовали жестовую партитуру в своих произведениях, но разрабатывали теоретическую основу жеста, как литературного приема. «Как мы пишем» Толстой, А Белый «Поэзия слова», «Мысль и язык», «Мировая экгения».

Подобным вопросом занимался и сам Е.И. Замятин. Его перу принадлежат такие статьи о жесте, как «Концепция синтетизма», «О синтетизме», «О сегодняшнем и современном», «Новая русская проза», «Я боюсь».

Представленные работы подтверждают серьезную теоретическую и практическую базу исследования, несправедливо игнорируемую в школьных программах.

На мой взгляд знание теоретической основы жестового метода позволяет безошибочно указать в литературных героях ту изнанку, которую они так тщательно стараются скрыть.Жест – отголосок внутреннего мира, вырывающийся наружу. Жест – это визуализированные психосоматические изменения, неконтролируемые самим человеком.

Творчество Евгения Ивановича Замятина в рамках школьной программы, как упоминалось выше, представлено романом-антиутопией «Мы». На примере художественного текста этого произведения возможно знакомство учащихся с техникой жестового рисунка.Например, жест сопровождающий эмоции героя:

 – Что-что? Ну… Ну просто надоело: все кругом – приговор, приговор. Не желаю больше об этом - вот и все. Ну, не желаю!

Он насупился, тер затылок – этот свой чемоданчик с посторонним, непонятным мне багажом. (Е.И. Замятин «Мы»).

Этот отрывок свидетельствует о том, что отрицательные эмоции героя и сказанные слова совпадают по смысловой окраске,взаимодополняют друг друга.

Важным жестом для художественной системы Е.И. Замятина является жест опровергающий слово. При использовании этого жеста внутри парасловесного диалога происходит разлад: физическое и вербальное поведение человека образуют противоборствующие ряды. Однако, так как данное произведение представляет собой конспект, написанный одним из нумеров Единого Государства – Д 503, можно сказать, что это дневник. В подобном жанре противоборство внешнего и внутреннего является чуть-ли не главным отличительным признаком. Приведем примеры:

Герой стоит перед Бюро Хранителей, после первого совместного с І-330 посещения Древнего Дома, с целью выполнить свою обязанность честного «винтика» Единого Государства донести на неё. Но жест противоречит его желанию

А я – я рвался к ним, с ними. И не могу: ноги глубоко впаяны в стеклянные плиты – я стоял, смотрел тупо, не в силах двинуться с места(Е.И. Замятин «Мы»).

Этот жест, противоречащий внутренним стремлениям Д-503, подтверждает внутреннюю борьбу в герое между привычным и настоящим, естественным.

В произведении имеют место жесты, отделяющиеся от персонажа. Например, на лице Д-503 после его разговора по телефону с І-330, в конце которого она просит его зайти к ней непременно, на лице героя появляется улыбка:

Я чувствовал: улыбаюсь – и никак не мог остановится… (Е.И. Замятин «Мы»).

Она появляется на лице Д-503 и остаётся там , словно, живя сама по себе, олицетворяя собой нежные чувства к еретичке І-330: «Я не слышал, что ему говорила І: я смотрел, как она говорила – чувствовал: улыбаюсь неудержимо, блаженно»; «Я молчу. Я восторженно  улыбаюсь, смотрю в её зрачки, перебегаю с одной на другой, и в каждом из них я вижу себя…».

Таким образом подводя итог анализу жестовой палитры антиутопического романа Евгения Ивановича Замятина «МЫ» следует сказать следующее. Жестовый рисунок позволяет автору показывать нутро человека, то, что он изо всех сил пытается скрыть от окружающих. При анализе произведения в целом, поведения героев, анализа их поступков эти знания и навыки выявления подобных процессов позволят учащимся намного глубже проникнуть во внутренний мир как героев, так и самого литературного произведения.

Умения именно так анализировать поведение героев позволит вникнуть в психологию литературного персонажа, понять, что конкретно он чувствует в той или иной ситуации. Стоит отметить, что данные приемы можно использовать на уроках литературы как по отношению к прозаическим текстам, так и к стихотворным.

 

Просмотров: 729 | Добавил: defaultNick | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Год педагога и наставника 2023

План к году педагога и наставника 2023
Огонь – самая опасная стихия!

Защитим себя от пожаров!
Это должен знать каждый!
СТРАТЕГИЯ

Сайт Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) Липецкая область
Сайт Открытых олимпиад для школьников Липецкой области
Сайт выездных профильных смены Центра «Стратегия»
Сайт Заочной школы Центра «Стратегия»>
Форма входа

Чтобы оценить условия предоставления услуг

наведите камеру Вашего телефона и сканируйте QR-код
Календарь
«  Декабрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031



Новый адрес:  
hlevnoeschool@mail.ru
Яндекс.Погода
Поиск

Полезные ссылки

Группа ВК «РДШ – МБОУ «Лицей села Хлевное»» 
Старо-Дубовский филиал
Воробьевский филиал
  



















Архив записей

Copyright МБОУ лицей с.Хлевное © 2024Хостинг от uCoz