Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Лицей с.Хлевное


Суббота, 18.01.2020, 08:54


Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Удовлетворены ли Вы качеством дошкольного образования в ваших населенных пунктах?
Всего ответов: 76

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2015 » Декабрь » 10 » Учебная мотивация, как один из способов повышениякачества обучения детей на уроках географии в условиях перехода на ФГОС
21:27
Учебная мотивация, как один из способов повышениякачества обучения детей на уроках географии в условиях перехода на ФГОС

Дегтярева Н.Н.

учитель  географии.

Учебная мотивация,  как один из способов

повышениякачества обучения детей

на уроках географии в условиях перехода на ФГОС

 

   В настоящее время   наиболее  значимым    становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых  предопределяет успешность всего последующего обучения. На первый план выходит личность школьника, способность к самореализации, самостоятельному решению проблем, формирование у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы. Главная задача учителя, реализующего ФГОС – организовать деятельность учеников таким образом, чтобы у детей возникло желание решать проблемы урока.  Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

 Обращение к личности учащегося не может само собой привести к реализации идей развивающего обучения на уроках географии. Целью современной урока  является не столько обогащение знаниями, сколько овладение способами деятельности. Большое значение в повышении качества географического образования играет умение учителя географии организовать учебную деятельность учащихся по практическому применению имеющихся у них теоретических знаний и самостоятельному получению из различных источников новых знаний, необходимых им для решения поставленных учебных задач. Качество географических знаний учащихся выступает в роли оценочного критерия работы учителя в целом.

Различные формы  заданий и упражнений по географии дают возможность учащимся применить свои теоретические знания на практике, в процессе непосредственной учебной деятельности и формировать необходимые им географические умения. Ни для кого не является секретом тот факт, что знание определения географического понятия «азимут» не поможет найти правильную дорогу в незнакомой местности, если при изучении географии в школе не были сформированы практи­ческие навыки ориентирования на местности с помощью карты, плана, компаса, местных признаков и т.д.Реализация системно-деятельностного подхода в процессе преподавания географии позволяет добиться  качества географического образования и подготовить учащихся к использованию своих географических знаний в реальной жизни и практической деятельности.Теоретические знания без умений их применять на практике остаются мертвым грузом, перегружающим память учащихся совершенно не нужной им информацией.

Учебная деятельность, как и любая другая, определяется мотивами, выраженными через познавательный интерес.  К критериям познавательного интереса относят: особенность поведения учащихся, активное включение в учебную деятельность, исследовательскую деятельность, сильную сосредоточенность на этой деятельности, появление вопросов у школьников, которые они задают учителю. Именно на основе интереса развиваются мотивы учения.

    Учиться  должно  быть  интересно,  потому  что эмоции играют большую роль в деятельности человека. Работа, которой ребенок увлечен,  выполняется быстро и дает хороший результат. Поэтому учебная деятельность должна осуществляться с подъемом, сопровождаться положительными эмоциями, доставлять радость, что и является одним из условий перехода на ФГОС.

Есть следующие способы мотивации, применяемые при обучении географии:

Важное средство мотивации учебной деятельности — мотивированная личность учителя, его методическое мастерство, человеческие качества, увлеченность своим предметом, доброе отношение и понимание интересов своих учеников. Поведение учителя на уроке, его речь, настроение, действия,  оказывают сильное влияние на учащихся. Ответственное отношение учителя к своему труду,  занятия краеведением  умение вовлечь школьников в активный учебный труд, эти качества  личности активно влияют на мотивы изучения географии школьниками.

В свете требований ФГОС к качеству обучения пока что, новые методы и приемы насколько известно не изобретены, они остались те же, только применять их можно и нужно в «ином свете». Наиболее эффективным способом создания «естественной среды», т.е. условий, максимально приближенных к реальным, является метод проектов. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников определенного набора способов деятельности, необходимого для разрешения разного рода проблем.

Но в процессе обучения, мотивацией могут быть те же формы организации, что и раньше: уроки-игры, уроки-конференции, путешествия, уроки типа КВН, инсценировки, уроки-дискуссии,  экскурсии в природу и на производство, уроки на местности, в библиотеке вызывают большой интерес у школьников, активизируют их деятельность. Мотивацией может служить даже необычное название урока, как бы его девиз, который позволяет создать особый психологический климат, выйти за рамки отдельных тем учебника и решить познавательную задачу. Например, темы уроков в 6 и 7 классах:  «Океан- основа жизни на Земле!», «Планета   Земля», «Ветер, по всей Земле гуляет ветер!», «Капелька-путешественница», « Знакомьтесь , Антарктида !», и др.

Еще одним средством формирования положительных мотивов учебной деятельности служит проблемное обучение, которое в методике географии рассматривают как принцип, подход к обучению. Например, мотивацией к изучению рек  на различных  материках   может служить обращение к топонимике. Внимание учащихся обращается на то, что  по  названию  рек можно проследить историю открытия, заселения материка.   Проблемное обучение — обязательный признак современного урока, это способ развития творческого мышления учащихся. По утверждению психологов интеллектуальное развитие осуществляется только в условиях преодоления препятствий, интеллектуальных трудностей. Эти затруднения заключаются в том, что ученик не может выполнить задание известными ему способами и должен отыскать новый способ решения учебной задачи.

На успех учебной деятельности большое влияние оказывает и форма организации работы учащихся на уроке. Особую роль в развитии мотивов играют коллективные и групповые формы. При такой организации в работу включаются даже самые слабые учащиеся. Многие черты групповой работы способствуют мотивации: деятельность всех членов группы должна быть согласована, при этом учитываются особенности совместной мыслительной деятельности, общение в группе развивает критичность мышления, умение слушать, понимать друг друга, излагать свои позиции, защищать их. При работе в коллективе каждый ученик может почувствовать себя субъектом учебного процесса, играть в нем активную роль, так как может выбрать для себя посильное задание, что способствует мотивации учения.

Определенную роль в мотивации играет оценка учебной деятельности школьников. В методике географии накоплен большой опыт применения нестандартных, интересных для учащихся способов контроля над результатами обучения: разнообразные по форме и содержанию работы на контурной карте, тесты, терминологический диктант, взаимопроверка номенклатуры географических названий,  применение компьютерных технологий, которые сразу сообщают ученику результат контроля. 

Существующие учебники географии также рассчитаны на формирование мотивов учения. В них усилено внимание к мотивам в построении текста и методического аппарата, которые направлены на развитие познавательного интереса, на положительное отношение к изучению географии. В начале разделов и многих тем учебников приведены целевые установки, которые раскрывают их назначение. К  учебнику есть жесткий диск с дополнительной информацией, что уже является мотивом т.к. детям любопытно, какая информация может быть на нем. Во многих учебниках географии мотивация достигается обращением к личности школьников: «Это вы уже знаете, а это вам предстоит узнать...», «Докажите...», «Дайте обоснование...», «Защитите свою точку зрения», «Как вы думаете что произойдет, если...» — и т. д.

Особое внимание необходимо обращать на разъяснение школьникам практического значения географических знаний, их роли в повседневной жизни каждого человека и в хозяйственной деятельности всего населения. При переходе на ФГОС современный запрос личности – практическая значимость. Например, знания о землетрясениях и цунами – в какой части мира или своей страны возможны, по какой причине они возникают и как необходимо себя вести при данных природных катаклизмах; знания об обитателях материков и океанов необходимы нередко для безопасных путешествий по планете.

Большую роль в мотивации учения играет организация учебной деятельности школьников с различными современными источниками географической информации. Известно, что при обучении географии применяется большое количество разнообразных средств обучения, в которых отражены свойства географических объектов и явлений. Эта база обучения географии положительно влияет на формирование мотивов учебной деятельности, удовлетворяет потребности в практической деятельности, в новых впечатлениях, в эмоциональной жизни на уроке. Например, при изучении темы «План и карта» в 6 классе использование интерактивной карты (при рассмотрении плана и карты своего населенного пункта (вплоть до дома), или своей области), рассказ учащихся о GPS-навигаторе в автомобилях, презентации, видео всё это эмоционально обогащает урок, активизирует внимание, мотивирует на дальнейшее изучение материала.

География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам, процессам, феноменам природы. Она широко использует аналогии, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к неизведанному, радость удовлетворения любознательности, пробуждает эмоциональную сферу личности школьника и, как итог, возбуждает любовь к знаниям. Именно эта любовь к знаниям лежит в основе мотивационной сферы учения.

В опыте работы учителей географии накоплен богатый материал по ознакомлению школьников с профессиями, для которых необходимы знания географии. Практически на каждом уроке географии можно найти место для показа общественной значимости географических знаний и умений в современной жизни, раскрыть значимость знаний этого предмета для саморазвития личности школьника, развития его способностей, творческого потенциала, склонностей, профессиональной ориентации, что важно для стандартов второго поколения.

Привлекательным материалом в содержании школьной географии являются и исторические факты. Использование принципа историзма — важный фактор формирования мотивов в учебном процессе. «Народ, не знающий или забывший своё прошлое, не имеет будущего!» (Платон).   Интеграционный потенциал географии и истории довольно велик. Больше внимания уделяется не только изучению истории географических открытий и исследований в пределах всей планеты, отдельных материков и океанов, но и своей страны.

Компьютер на уроках географии стал важным средством достижения учебных целей, которое обогащает учебный процесс и способствует развитию личности школьника и профессиональной подготовки учителя. 
Большой объем географических знаний невозможно изложить в школьных учебниках. Поэтому компьютер стал незаменимым помощником учителя. Современный урок трудно представить без новых компьютерных технологий. 
Уроки изучения нового материала, проверка знаний учеников, подготовка к государственной итоговой аттестации (тестирование), проведение географического практикума приобретают высокий уровень, благодаря безграничным возможностям использования компьютера.Разнообразие мультимедийных учебников, энциклопедий, электронные справочники, звуковые и видеофрагменты позволяют сделать урок интересным и доступным для понимания детей. Применение слайд - фильмов на уроках  обеспечивает наглядность, динамичность, более высокий уровень и объем информации по сравнению с традиционными формами. Создание презентаций – трудоемкий процесс, который требует от учителя знание компьютера, изучения возможностей программ, большого количества времени. Однако современный учитель должен идти в ногу со временем.

Основной из главных задач учителя географии является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

 

 

 

Просмотров: 848 | Добавил: defaultNick | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Календарь
«  Декабрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031



Новый адрес:  
hlevnoeschool@mail.ru
Яндекс.Погода
Поиск

Полезные ссылки




















Архив записей

Copyright МБОУ лицей с.Хлевное © 2020Хостинг от uCoz