Несмотря на то,
что распространение ВИЧ-инфекции приобрело характер всё усиливающейся эпидемии,
большинство молодых людей и подростков недостаточно хорошо информированы в этой
области. Сведений, которые они получают из разных, часто некомпетентных
источников, недостаточно. Занятия с педагогом – психологом, которые традиционно
проводятся для лицеистов в декабре (в рамках акции «Спорт-альтернатива пагубным
привычкам), посвящены рассмотрению различных аспектов проблемы ВИЧ/СПИДа,
сообщению ребятам верных сведений об этой проблеме и формированию адекватного
отношения к ней. В работе активно используются занятия из программы «ЛадьЯ», тренинг по теме: «Интерактивные психолого-педагогические
технологии ведения профилактической работы с детьми и подростками по первичной
профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной
среде», проводятся тематические беседы, демонстрируются мультфильмы, презентации.
Больше всего лицеистам нравится участвовать в тренинговых занятиях. Ребята! «Наша жизнь река, то она тихая, спокойная, то
бурная, с перепадами, течениями. И вот, когда нам плохо, мы на распутье, кто
нам поможет? А враги рядом. Выживет и выберется из реки тот, кто умеет плавать,
противостоять!». Внимание, РЕБЯТА! Как правильно сказать «НЕТ» ? Схема правильного отказа: - Чувство раздражения, неудовольствие по поводу просьбы –
предпосылка отказа.
- Нужно сказать «нет», говоря прежде всего о собственных
чувствах: «Мне это будет неприятно», «Мне это не нужно», при этом кратко и
чётко пояснить, почему так.
- Необходимо выдержать паузу для выслушивания партнёра.
- Повторить свою мысль с учётом слов партнёра по общению .
Поведение в ситуации отказа: - говорить нужно быстро и коротко, не давая перебивать себя;
- смотреть в глаза собеседнику;
- говорить не слишком громко и не слишком тихо;
- по возможности, предложить альтернатив.
Внимание, РОДИТЕЛИ! Как определить, как понять, что ребёнок начал употреблять наркотики
?
Специалисты
центра психического здоровья детей
советуют обратить внимание на следующие признаки: - любое ухудшение поведения
- изменение пищевых привычек
- резкая смена друзей
- немотивированное падение успеваемости
- внезапная скрытость вместо прежнего доверия
- частые случаи забывчивости, бессвязной речи (незаконченные, рваные предложения,
абсурдные заявления)
- на фоне полного здоровья
- расширение или сужение зрачков («булавочные зрачки»), покраснение
глаз, кашель, насморк, рвота, коричневый налёт на языке, отёчность
- частые и внезапные нарушения координации движений
- перемены настроения (например, от депрессии к эйфории) или
тонуса (от сонливости к гиперактивности)
- полная утрата прежних интересов, равнодушие
- более активное использование дезодорантов
- безразличие к внешнему виду
- частое упоминание наркотиков и соответствующей
терминологии в шутках и разговорах
- постоянное и необъяснимое другими причинами отсутствие денег
или их избыток
- синяки, порезы, микротравмы
Что делать, если возникли подозрения.
- Не отрицайте ваши подозрения.
- Не паникуйте. Если даже ваш ребенок попробовал наркотик, это
еще не значит, что он наркоман.
- Поговорите с ребенком честно и доверительно. Не начинайте
разговор, пока вы не справились с вашими чувствами.
- Если ребенок не склонен обсуждать с вами этот вопрос, не
настаивайте. Будьте откровенны сами, говорите о ваших переживаниях и опасениях.
Предложите помощь.
- Важно, чтобы вы сами были образцом для подражания. Ваш
ребенок видит ежедневно, как вы сами справляетесь с вашими зависимостями, пусть
даже и не такими опасными, как наркотик.
- Обратитесь к специалисту. Химическая зависимость не проходит
сама собой. Она только усугубляется. Вы можете обратиться в анонимную
консультацию к психологу или наркологу. Если ваш ребенок отказывается идти
вместе с вами, придите вы.
Как уберечь наших детей от наркотиков? Лучший путь – это сотрудничество с вашим взрослеющим
ребенком. - Учитесь видеть мир глазами ребенка. Для этого полезно
вспомнить себя в таком же возрасте, свой первый контакт с алкоголем, табаком.
- Умейте слушать. Поймите, чем живет ваш ребенок, каковы его
мысли и чувства.
- Говорите о себе, чтобы и ребенку было легче говорить о себе.
- Не запрещайте безапелляционно. Задавайте вопросы. Выражайте
своё мнение.
- Предоставьте ребенку знания о наркотиках, не избегая
рассказа о положительных моментах удовольствия от них. Вам необходимо помочь
сделать ему правильный сознательный выбор между непродолжительным удовольствием
и необратимыми последствиями для здоровья.
- Научите ребенка говорить «НЕТ». Тогда ему легче будет
сопротивляться давлению сверстников, предлагающих наркотики.
- Разделяйте проблемы ребенка и оказывайте ему поддержку.
- Учите ребенка решать проблемы, а не избегать их. Если у него
не получается самостоятельно, пройдите весь путь решения проблемы вместе с ним.
Педагог-психолог: Мерзликина И. В.
|