Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
МБОУ


Пятница, 19.04.2024, 03:39


Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [3]

Наш опрос
Удовлетворены ли Вы качеством общего образования в нашем лицее?
Всего ответов: 132

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

  Для современного человеческого общества характерно широкое внедрение прогрессивных технологий во все отрасли производства. Технологический этап развития общества требует изменения содержания образования, позволяющего более качественно подготовить школьников к жизни. В связи с этим изучение технологии является объективным закономерным процессом в развитии природы и общества.

      Школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Это предполагает в организации и управлении образовательным процессом изменения, обеспечивающие развитие творческих способностей школьников. Современные технологии породили новые цели обучения, которые заключаются не только в прямой передаче знаний и умений, а открывают для учителя новые возможности для поддержания и направления развития духовно богатой, творческой личности учащегося, ее образного мышления, воображения, фантазии, эмоциональной сферы.

     Передо мной, как перед учителем технологии стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольствием идет на урок и с радостью выполняет поставленную задачу. Все люди в любом возрасте любят играть, рисовать, творить.

      От способности  ученика к творчеству зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, а в итоге ребенок вырастает в интересную, неординарную личность. А это уже путь в инициативные, предприимчивые

 и компетентные специалисты.  Тем самым  уроки технологии с установкой  на созидание   подготавливают учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, способствуют безболезненной адаптации в

жизни  по окончании школы.  Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее находят свое место в науке,  на  производстве,  лучше  осваивают свою работу, приносят больше пользы.  На основе этого я ставлю перед собой такие задачи, как  приобщить учащихся к творческой работе, привить интерес к творчеству, поиску, развить навыки созидания, самореализации. Бесталанных детей нет. Важно только вовремя научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя.

Ведущее значение в своей работе я придаю методу проектов, который позволяет развивать и формировать творческую личность. Под методом проектов понимается способ организации познавательно – трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных  с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта (продукта  труда).

       Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. В образовательной области «Технология» метод проектов – это комплексный процесс формирующий у школьников общеучебные умения, основы технологической грамотности, культуры труда и основанный на овладении ими способами преобразования материалов, энергии, информации, технологиями их обработки. Другими словами, метод проектов представляет собой такой способ обучения, который можно охарактеризовать по словам Джона Дьюи, как и обучение через делание, когда учащийся самым непосредственным образом включается в активный познавательный процесс:

-самостоятельно формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации;

-планирует варианты решения проблемы;

-делает выводы;

-анализирует свою деятельность, формируя « по кирпичикам» новое знание

и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

      Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность учащегося и стремление учителя «напичкать» своего подопечного стандартным набором готовых знаний.

      Проектная технология обучения  открывает буквально перед каждым, даже перед самым трудным в интеллектуальном развитии школьником, те сферы развития, где он может проявить себя и достичь  вершин творчества. Но, самое главное, она дает прекрасную возможность для развития воли ученика, так как школьник научиться изготавливать своё изделие от появления идеи до её воплощения в готовом изделии,  из урока в урок делает  школьника более находчивым, дисциплинированным, собранным и целеустремлённым.

Дети начиная с 5-го класса выполняют творческие проекты. В 5-х классах, где учащиеся только знакомятся с учебным проектированием, планирую небольшие по объему проекты. С огромным желанием девочки выполняют групповые проектные работы по кулинарии. Первый индивидуальный творческий проект у девочек в 5 классе «Эскиз интерьера кухни». Некоторые ученицы по желанию выполняют макеты. Работа настолько захватает  девочек, что они  приступают к  разработке  вариантов интерьеров различных жилых комнат. Темы проектов усложняются от класса к классу, все более самостоятель­ным становится их выполнение.                            

Тематика проектных заданий должна охватывать широкий круг вопросов школьной программы "Технология", быть актуальной для практической жизни, учитывать вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. Темы проектов  могут выбираться ребятами по любому модулю программы "Технология".

Творческий проект выполняется в четвёртой четверти, но говорить о нем мы начинаем в начале учебного года на первом вводном занятии. Мы обсуждаем тематику проектных работ, этапы выполнения, содержание пояснительной записки, сроки выполнения.

Работа учащихся над проектом начинается с выбора темы, что зачас­тую оказывается совсем не просто. Основными критериями выбора проектов являются:        

оригинальность;

доступность;

надежность;

техническое совершенство;

эстетические достоинства;

безопасность;

соответствие общественным потребностям;

удобства эксплуатации;

технологичность;

материалоемкость;

стоимость и т. д.

 В выборе темы проекта велика роль учителя  т.к. он знает интересы и потенциальные возможности своих учеников, может определить для них сложность творческой работы. 

Работа над проектом включает в себя решение ряда вопросов, причем сначала это делается мысленно, а потом практически – в материале. На этапе представлений можно воспользоваться специальным приемом, называемым «звездочкой обдумывания». Берется чистый лист бумаги. В центре его записывается подлежащий решению основной вопрос. Затем вокруг него указываются возможные решения других вопросов, без которых невозможно решение главного.

В выполнении творческого проекта первым и главным решением является определение того, что предполагается изготовить, т.е. название изделия. Оно записывается в центре листа. А около расходящихся лучей указывается:

Какие материалы понадобятся при выполнении работы.

Какие необходимые инструменты и оборудование.

Какова форма и размеры изделия.

В каком стиле оно изготовлено.

Будет ли оформление изделия сочетаться с окружением из других предметов.

Основные этапы конструирования изделия.

Основные этапы технологии его изготовления.

Основные затраты на изготовление изделия.

По форме эта «звездочка обдумывания» выглядит следующим образом.

 


Такая запись решения взаимосвязанных вопросов позволяет хорошо их обдумать, т.к. все они сразу находятся перед глазами. Этот прием может быть применен и для решения отдельных частных вопросов. Например, возникает сложный вопрос с выбором материала изделия. Тогда он и становится центром звездочки, в расходящихся лучах которой указываются различные возможные для применения конструкционные материалы и их свойства. Рассматривая их поочередно и сравнивая с требованиями к материалу конструкции данного изделия, можно подобрать более подходящий материал.

Логика построения деятельности учащихся при выполнении проектов должна соответствовать общей структуре проектирования.

Выделяют 4 основныхэтапа проектнойдеятельности: подготовительный,  конструкторский, технологический, заключительный.
На1 этапе перед школьниками ставится проблема – осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе школьники должны осознать, уяснить, зачем и почему им надо выполнять проект, каково его значение в их жизни и жизни общества. Перед ними ставится цель – получение в итоге деятельностиполезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер.
На 2 этапе возникающие образы будущего изделия должны найти своё воплощение в графических документах. Разработка конструкции, соответствующей технико-технологической документации. Завершающим элементом этого этапа является планирование технологии изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия, как подбор инструментов и оборудования, определение последовательности технологических операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделия. Средствами деятельности выступает личный опыт учащихся, опыт учителя, родителей, а также все рабочие инструменты и приспособления. Результатами деятельности учащихся является приобретение новых знаний, умений, графические документы. На протяжении этого этапа учащиеся производят самоконтроль и самооценку.
На 3 технологическом этапе учащиеся выполняют технологические операции, корректируют свою деятельность, производят самоконтроль и самооценку работы. Цель – качественное и правильное выполнение трудовых операций. Предмет деятельности – создаваемый материальный продукт, знания, умения и навыки. Средства – инструменты и оборудование, с которыми работает учащийся.Результат – приобретение знаний, умений и навыков.
На 4 заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта. Учащиеся проводят экономические расчеты, экологическое и мини-маркетинговое исследования, анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их труда.
В завершении всего обучаемые оформляют результаты проектных исследований (пояснительную записку), защищают свой проект перед одноклассниками.

В ходе выполнения проекта учащимся требуются консультации не только учителя технологии, но нередко и других предметов, работа в библиоте­ке, сети Интернет. На всех этапах создания проекта: от зарождения идеи до воплощения ее в материале  организую и координирую проектную деятельность учащихся - объясняю, провожу консультации, обучаю новым приемам работы, организую выполнение упражнений и ис­следований, текущую диагностику, самоанализ, контроль и оценку дея­тельности учащихся.

Каждыйшкольник, приступая к проектной деятельности, выбирает тему проекта индивидуально, но проект может быть выполнен и оформлен группой школьников, при котором для каждого из  них    определяется индивидуальная часть проекта.                                                                                  

Нельзя сказать, что проектная деятельность – решение всех проблем в обучении, но она очень важное средство, спасающее уроки от однообразия, скуки, способствует развитию общего уровня учащихся, расширению их кругозора.  Работа над проектом позволяет развивать продуктивное мышление, а также область его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать и углублять имеющиеся знания, приобретать новые.

Метод проектов позволяет создать на уроке исследовательскую, творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный творческий познавательный процесс.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Симоненко В.Д.  Творческие проекты учащихся V- IX классов общеобразовательных школ. – Брянск,1996.

Жураковская В.Д., Симоненко В.Д.   Десять творческих проектов для  учащихся VII - IX классов. – Брянск, НИЦ «Октид», 1996.

Технология. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся /авт.-сост. Л.Н. Морозова, Н.Г. Кравченко, О.В. Павлова.- Волглград: Учитель, 2007.-204с

Методика обучения учащихся технологии: Книга для учителя. /Под ред. В.Д.Симоненко. – Брянск, Ишим, 1998.

Рогачева Е.Ю. Педагогическое творчество Дж.Дьюи в чикагский период.- ж.Педагогика №5, 2004г.,с.90-96.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004, с.4

Карачев А.А. «Метод проектов и развития творчества учащихся» \\ Школа производство  1997 г., №2.

Категория: Мои статьи | Добавил: defaultNick (29.11.2012) | Автор: Пожидаева Н. И
Просмотров: 3883 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Год педагога и наставника 2023

План к году педагога и наставника 2023
Огонь – самая опасная стихия!

Защитим себя от пожаров!
Это должен знать каждый!
СТРАТЕГИЯ

Сайт Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) Липецкая область
Сайт Открытых олимпиад для школьников Липецкой области
Сайт выездных профильных смены Центра «Стратегия»
Сайт Заочной школы Центра «Стратегия»>
Форма входа

Чтобы оценить условия предоставления услуг

наведите камеру Вашего телефона и сканируйте QR-код
Поиск

Полезные ссылки

Группа ВК «РДШ – МБОУ «Лицей села Хлевное»» 
Старо-Дубовский филиал
Воробьевский филиал
  



















Архив записей

Copyright МБОУ лицей с.Хлевное © 2024Хостинг от uCoz