Развитие творческих способностей
младших школьников
через занятие квиллингом на уроках технологии.
Форма работы: групповая деятельность участников мастер-класса.
Техника:
бумажная филигрань - квиллинг.
Время работы:
Цель:
трансляция опыта и передача знаний по использованию учителем техники квиллинга
на уроках технологии в начальной школе в рамках районного семинара.
Задачи мастер- класса:
- познакомить с квиллингом – бумажной филигранью;
- научить скручивать полоски в спиральки и видоизменять их форму;
- вызвать интерес к данной технике, желание самовыразиться.
Структура
мастер-класса:
- Выставка работ в технике квиллинг.
- Теоретические аспекты проблемы. Из истории квиллинга.
- Презентация «Удивительное путешествие в мир квиллинга». Поэтапное
описание работы.
- Практикум. Привлечение слушателей к ходу мастер-класса.
Оборудование:
- электронная презентация «Удивительное путешествие в мир
квиллинга»;
- материалы для практикума;
- выставка детских работ в технике квиллинга.
План-конспект:
Трудовое обучение - обязательное условие
и составная часть обучения, воспитания и развития ребёнка на начальной ступени
общеобразовательной школы реализуется средствами разнообразной урочной и
внеурочной деятельности учащихся. Основная цель образования заключается в том,
чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых
возможностей, которые предоставляет жизнь. Способностью, которая позволяет
эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление. Стремление к
творчеству характерно для начальной школы. Ведь начальная школа – это мир
детства, надежд, где почва творческой деятельности, наиболее благоприятна и где
не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Трудовое обучение в начальной
школе – важное средство творческого и эстетического развития детей. Уроки труда
должны способствовать формированию у детей элементов технического и
художественного мышления, а также конструкторских способностей.
Делая что–либо своими руками, дети
развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и
терпению. Всё это поможет ребёнку в школе, особенно при овладении письмом.
Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику,
способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей
совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для младших школьников.
Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают ребёнку множество
практических навыков. Умение что-нибудь сделать самому позволяет ребёнку
чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем
мире взрослых.
Труд-это творческая работа ребёнка с
различными материалами, в процессе которой он создаёт полезные и эстетически
значимые предметы и изделия для украшения быта.
Для младших школьников самый
доступный и легко поддающийся обработке материал-бумага. Это материал, имеющий
своё лицо, обладающий конструктивными и пластическими свойствами. Изготовление
изделий из бумаги способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует
глазомер у ребёнка, подготавливает его к выработке навыков письма, способствует
эстетическому развитию детей, приобретение ими умений грамотно подбирать
сочетания цветов бумаги, форм и размеров комплектующих изделий деталей.
Из опыта работы с младшими
школьниками я сделала вывод, что детям очень нравится выполнять изделия из
полосок бумаги. Этот вид работы создаёт большие возможности для творчества
детей. Обычно при получении бумажных полосок разной длины и ширины дети тут же
начинают их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать,
соединять одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции.
Поэтому я решила познакомить детей с новым видом обработки бумаги.
Бумажная филигрань - старинная
техника обработки бумаги, распространенная и в наше время во многих европейских
странах и в Соединенных Штатах, где получила название «квиллинг». Техника
квиллинга заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького
инструмента, называемого «катушка», бумажных полосок шириной несколько
миллиметров.
Это простой вид рукоделия, не требующий больших затрат, доступный
каждому ребенку. Я последние два года использую квиллинг в работе с учащимися.
Результат работы - наша выставка, выполненная учащимися 3-4 классов.
А сейчас я приглашаю Вас в удивительное путешествие в мир
квиллинга.
Основная
техника выполнения квиллинга.
На
первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга
свивается в плотную спираль. Мастера восточной школы предпочитают выполнять
закручивание при помощи тонкого шила. Замену ему можно смастерить из толстой
иглы и пробки. Мы в своей работе используем зубочистки. Сформировав сердцевину
спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для
квиллинга. Так Вы сможете подушечками пальцев почувствовать, однородно ли
формируется рулон, и во время скорректировать усилия. В результате должна
образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего
многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного
размера, и затем из неё формируется необходимая квилинговая фигура.
Кончик
бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные
формы, выполняя сжатия и вмятины.
Всего
существует 20 базовых элементов для квилинга, но принцип остаётся тем же:
сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию. Дети всегда сами могут придумать новые
элементы квилинга.
Все секреты
и приёмы для
получения самых разнообразных
форм, используемых в квиллинге, от фантазийных до строго геометрических, почти
всегда начинаются с простых круговых форм. Вот этот плотный кружочек скрученный
из полоски бумаги называется ролом, а уже из ролов делаются основные формы
элементов квиллинга. Вот некоторые из них которые чаще всего встречаются при
работе в этой технике.
Основные
формы:
- тугой ролл - скрутите ленту и приклейте
кончик, не снимая спирали с иглы, чтобы лента не раскрутилась;
- свободная спираль - скрутите ленту, снимите
спираль с иглы и, прежде чем приклеить конец, дайте ей раскрутиться;
- капля - сделайте свободную спираль и сожмите
её с одной стороны, чтобы она приобрела форму капли;
- изогнутая капля - сделайте каплю и загните её
уголок;
- глаз - сделайте свободную спираль и сожмите
противоположные стороны, придав ей форму глаза:
- лист - сделайте свободную спираль и сожмите её
в виде глаза и загните уголки в разные стороны;
- ромб - сделайте глаз
и сожмите оба уголка, чтобы
придать заготовке форму ромба;
- треугольник - сделайте свободную спираль и сожмите её в трёх
местах, чтобы получился треугольник.
Практикум.
С помощью этих приёмов Вы
сможете создать необыкновенные композиции: от простого цветка, до самых
изысканных проектов. Сделаете интересным досуг своих детей, научите их мыслить,
говорить и работать руками. А сейчас мы с Вами попробуем сделать панно,
используя формы квиллинга, с которыми Вы познакомились. Сначала Вам необходимо
будет подготовить ролы, придать им нужную форму, и сделать необходимое
количество деталей. Затем Вам нужно будет составить композицию на картоне и
приклеить детали с помощью клея ПВА, используя для клея зубочистку. Удачи Вам,
вдохновения, полета фантазии.
|