Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
МБОУ


Пятница, 17.05.2024, 13:21


Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Конспекты уроков и внеклассных мероприятий [33]

Наш опрос
Удовлетворены ли Вы качеством общего образования в нашем лицее?
Всего ответов: 132

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Начальная школа » Конспекты уроков и внеклассных мероприятий

Тема: «Мир волшебных звуков». А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Стихотворение «Няне».
19.01.2015, 02:01

Конспект рабочего урока по литературному чтению

Родионовой Н.П.

Класс: 4 «Б», УМК «Гармония».

 

Тема: «Мир волшебных звуков».

             А. С. Пушкин: жизнь и творчество.

             Стихотворение «Няне».

Цели:

- воспитывать любовь к русской литературе через творчество А. С. Пушкина; любовь к женщине – матери, к Родине;

- развивать воображение, память, дикцию учащихся, умение работать с поэтическим текстом; способствовать развитию умения выразительно читать поэтическое произведение; способствовать формированию читательских интересов и предпочтений;

- продолжить знакомство с биографией и творчеством поэта, начатое в 1-3 классах; расширять кругозор учащихся.

 

Оборудование:

- листы (10 шт.) с текстом теста, листочки для записи ответов;

- портрет А. С. Пушкина художника О. Кипренского в книге по ИЗО, с. 70;

- плакат (сказки) с информацией о А. С. Пушкине, портретом № 1;

- плакат (произведения) с информацией о А. С. Пушкине, портретом № 2;

- странички из календаря

- газеты «Золотой ключик», № 1 и № 3, 2009 года.

- презентация.

 

Литература:

1. Учебники:

* Кубасова О. В.

Литературное чтение: любимые страницы: учебник для 4 кл. общеобразоват. учреждений. В 4 ч. Ч. 3 / О. В. Кубасова. – 7-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008.

* Кубасова О. В.

Литературное чтение: любимые страницы: учебник для 4 кл. общеобразоват. учреждений. В 4 ч. Ч. 4 / О. В. Кубасова. – 7-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008.

 

2. Дополнительная литература:

* Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 1-2 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учеб. Заведений. – М.: Дрофа, 1995.

- для выставки - газеты «Золотой ключик», № 1 и № 3, 2009 года.

- Толковый словарь русского языка Ожегова;

- Пушкинская азбука. Липецк. 1999.

Ход урока.

I. Оргмомент.

Поднимает руки класс – это «раз»,

Повернулась голова – это «два»,

Руки вниз, вперёд смотри  - это «три»,

Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,

С силой их к плечам прижать – это «пять»,

Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».

 

Эпиграф к уроку. Речевая разминка. Лексическая работа.

- Сегодняшний наш урок чтения мне хочется открыть словами великого поэта:

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг.

                                    А. С. Пушкин.

- Как вы понимаете слова великого поэта? (Мы учимся в школе, в лицее, где царит дух просвещения, образования. Знания будут прочнее, если приобретены нами самостоятельно, на своём личном опыте. На ошибках учатся – об этом тоже напоминает автор.)

* Гений – высшая творческая способность или человек, обладающий такой способностью.

* Парадокс – явление или мнение, кажущееся невероятным и неожиданным.

- Я надеюсь, что и сегодня на уроке мы совершим новые открытия, расширим свой кругозор, чему-то удивимся и порадуемся.

- В качестве разминки предлагаю вам ответить на вопросы теста по пройденному материалу.

 

II. Тест. Проверка знаний учащихся.

 

  1. Как называется раздел, над которым мы продолжим сегодня работу?

А) «Мир – театр, люди – актёры…»;

Б) «Мир волшебных звуков»;

В) «Золотая колесница»

  1. Слово «стих» в переводе с греческого обозначает:

А) образное определение;

Б) придание неживому качеств живого существа;

В) ряд, строку; художественную речь, разделенную на относительно короткие отрезки, которая обычно сопровождается рифмой.

 

  1. Что такое «стихотворение»?

А) Это художественное произведение, написанное стихами, обычно небольшое по объему. Стихотворение изображает обычно краткий, но напряжённый момент человеческой жизни и жизни природы, передаёт душевную настроенность.

Б) Драматическое произведение для театрального представления.

В) Древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы.

 

  1. Что не соответствует действительности? Выберите высказывание, не относящееся к биографии Василия Андреевича Жуковского:

А) великий русский поэт, сказочник, переводчик;

Б) замечательный русский художник-сказочник, кисти которого принадлежат картины «Алёнушка», «Богатыри», «Иван-царевич на Сером Волке» и другие;

В) современник, друг и учитель А. С. Пушкина, первым признавший его талант.

 

  1. В стихотворении «Птичка» А. С. Пушкин пишет о светлом празднике весны. В этот весенний день, следуя старинному обычаю, люди покупали на базаре птиц и пускали на волю, даруя им свободу. Поэт тоже соблюдал этот обычай. Как называется праздник?

      А) Рождество;

      Б) Пасха;

      В) Благовещение.

 

Проверка (ответы записаны на доске):

1. Б

2. В

3. А

4. Б

5. В

 

III. Проверка д/з.

Выразительное чтение наизусть стихотворения А. С. Пушкина «Птичка» (2-3 ученика по желанию).

 

IV. Работа над новым материалом.

1. Целевая установка. Сообщение темы урока. (обращаю внимание на доску)

- Сегодня мы продолжаем знакомиться с содержанием раздела «Мир волшебных звуков» и творчеством уже давно известного нам автора – Александра Сергеевича Пушкина.

 

2. Портрет.

- Обратите внимание на портрет. Лицо этого человека уже давно и хорошо знакомо вам. Таким увидел поэта художник Кипренский, создавший правдивый, реалистичный портрет нашего национального героя.

Александр Сергеевич Пушкин. Простое, лёгкое имя – оно так привычно звучит, как будто всегда было известно нам.

 

3. Работа по плакату № 1.

На доске плакат (сказки) с информацией о А. С. Пушкине, портретом.

- Конечно же, мы знаем, что Пушкин – великий русский поэт. С его произведениями мы встречались на страницах учебника «Литературное чтение» в 1, 2, 3 классах, герои его сказок знакомы нам с детства, а стихотворные строки запоминаются легко и воспроизводятся порой сами собой.

(Делаю краткий обзор по плакату вместе с детьми).

- А что вы можете рассказать о жизни этого великого поэта?

 

4. Сообщения детей о жизни Пушкина.

Пожидаев Алёша  1. Родился А. С. Пушкин в 1799 году в Москве, в дворянской семье. Еще во время учебы в Лицее он начал писать стихи, которые изумляли знаменитых поэтов. Очень скоро он стал самым прославленным поэтом России. Жизнь его была нелегкой, полной борьбы, невзгод и напряженного труда. Шесть лет Пушкин провел в ссылке: его преследовал царь Александр I за смелые, свободолюбивые стихи, за дружбу с декабристами. Новый царь - Николай I - захотел сделать Пушкина своим придворным поэтом. Но поэт не стал послушным царским слугой, хотя это сулило ему почет и богатство.

Санина Евгения  2. Больше всего Пушкин ценил правду и всегда писал только то, что думал. Многие завидовали таланту и уму поэта, его смелости и честности. Царские чиновники следили за ним, запрещали печатать многие его произведения, вмешивались в жизнь и дела Пушкина. Поэт мужественно боролся с ними и продолжал работать. Но однажды знатные завистники особенно гнусно оскорбили поэта - и не только его самого, но и его жену. И тогда терпению Пушкина пришел конец.

Покачалова Виктория  3. Зимой 1837 года состоялась дуэль между Пушкиным и одним из обидчиков - французом Дантесом, служившим в русской армии. Поэт был тяжело ранен. 2 дня и 2 ночи мучился он от жестокой боли, но ни разу не крикнул, не застонал. 10 февраля Пушкин умер. Умер молодым, не дожив до 38 лет. Как страшное несчастье, оплакивала вся Россия эту смерть, повторяя слова В. А. Жуковского «Солнце русской поэзии закатилось!». Пушкин прожил короткую жизнь, но того, что он успел сделать, хватило бы на несколько больших жизней.

- Кстати сказать, ребята, дата смерти – 10 февраля – является  Днем памяти А. С. Пушкина (читаю с листка календаря), а дата рождения 6 июня – это Пушкинский день России(читаю с листка календаря). В нашем лицее его всегда отмечают, и вы тоже не раз участвовали в этом, когда уходили на летние каникулы и посещали летний оздоровительный лагерь. Помните?

5. Работа по плакату № 2 (дополняю сообщения детей):

* Семья Пушкиных очень любила книги. …

* Произведения А. С. Пушкина:

- сказки, стихи, поэмы

- повести и романы, т. е. Пушкин – не только поэт, но и талантливый писатель

* На перемене – литературная игра по произведениям поэта.

 

6. Обзор газет «Золотой ключик», № 1 и № 3, 2009 года.

- На самом деле, ребята, информации о Пушкине найти сейчас можно более чем достаточно. Мы лишь чуть-чуть приоткрыли дверь в его волшебный мир поэзии.

- Я же хочу обратить ваше внимание на газету «Золотой ключик», которую мы выписываем.  Здесь вы можете почерпнуть много новых и интересных сведений.

(Пролистываю)

- Вот послушайте, например, как пишут в газете о поэте…

(Зачитываю)

«А. С. Пушкин – личность глубокая, как Марианская впадина в Тихом океане. Всё пытаются пушкинисты достичь её дна, и никак не могут».

 

7. Сообщение ученика.

Воронин Дмитрий  4.Читая Пушкина, нетрудно заметить, что он пишет удивительно понятно -простыми словами, короткими выразительными фразами. Язык Пушкина прозрачен, чист и ясен. Не приходилось ли вам глядеть в озеро с очень прозрачной и чистой водой? Кажется: протяни руку и достанешь дно. А на самом деле оно глубоко-глубоко. Таков и Пушкин. За его простыми словами - великая мудрость. Но понимает это каждый в своё время, постепенно, с годами. Поэтому Пушкина можно и нужно перечитывать много раз, и каждый раз по-новому, и снова и снова радоваться и удивляться.

 

V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Из-за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно.

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки

И потопаем немножко.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

Будто дует ветер южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись. Тихо сели.

И на доску (на экран все) посмотрели.

 

VI. Работа над новым материалом (продолжение).

1. Вступительное слово.

- Все мы родом из детства. А не задавались ли вы, ребята, вопросом, каким было детство Пушкина? Кто повлиял на его становление как человека, личности, поэта? Кто принимал непосредственное участие в его воспитании? Кому он обязан тем, что стал таким известным во всём мире человеком? (Няне.)

 

2. Уточнение темы урока. (обращаю внимание на доску)

- Сегодня мы познакомимся с новы стихотворением поэта. Кому Пушкин посвятил это произведение?

 

- Что вы знаете о няне Пушкина?

- Как поэт относился к своей няне?

 

3. Сообщение ученика о няне.

Буракова Татьяна  5.Александр Сергеевич Пушкин рос под присмотром своей няни Арины Родионовны Яковлевой, простой крестьянки. Она знала много народных песен и сказок, и маленький Саша часами слушал, как она пела или рассказывала ему сказки. Прошли годы, Александр Сергеевич стал знаменитым поэтом. И в ссылке в селе Михайловском он опять встречается со своей старой няней. И вновь, как в детстве, долгими вечерами слушал поэт старинные народные песни и сказки Арины Родионовны. Он очень любил свою няню и посвятил ей несколько стихотворений.

 

- Сейчас мы услышим одно из них.

 

4. Чтение стихотворения «Няне» заранее подготовленным учеником. (Ларина Мария)

 

5. Беседа по впечатлениям.

- Вам понравилось стихотворение?

- Какое впечатление оно на вас произвело?

- Какие чувства вложил поэт в эти строки?

 

6. Повторное самостоятельное чтение (про себя).

    Поиск незнакомых слов и слов, трудных для понимания.

    Словарная работа (поиск по словарю Ожегова).

Светлица – в старину светлая парадная комната в доме.

Вороты – устаревшая форма произношения.

 

7. Чтение стихотворения учащимися по строфам вслух – по 2 строчки.

 

8. Работа над содержанием стихотворения.

- Какие чувства питает герой стихотворения к няне?

- Прочтите только те строчки, из которых видно, что герой не просто не забыл няню, но хорошо представляет себе её. Он уверен, что и она помнит его, думает о нём.

- Можно ли прийти к выводу, что герой остался самым близким человеком для няни?

- Как он называет её и почему именно так? (Подруга, голубка.)

 

9. Повторное чтение стихотворения про себя и работа по вопросам учебника,

с. 144, в. 2 – 6.

 

10. Выразительное чтение стихотворения несколькими учащимися.

 

11. Дополнительный материал.

 * Чтение статьи К. Г. Паустовского «Сказки Пушкина» в 4 части учебника.

* Работа по содержанию – по ситуации, в зависимости от времени.

 

IV. Подведение итогов урока.

- К творчеству какого поэта мы обращались сегодня на уроке?

- Какое стихотворение читали?

- Кому посвящено это стихотворение?

- Как звали няню А. С. Пушкина?

- Как он относился к Арине Родионовне? (Пушкин очень любил свою няню и всю жизнь испытывал глубокое чувство благодарности.)

 

V. Домашнее задание:

1) выучить наизусть стихотворение «Няне» - с. 144;

2) повторное чтение текста К. Г. Паустовского «Сказки Пушкина», поиск ответов на вопросы по его содержанию – с. 88 – 90, в. 1- 4.

Категория: Конспекты уроков и внеклассных мероприятий | Добавил: defaultNick
Просмотров: 2540 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Год педагога и наставника 2023

План к году педагога и наставника 2023
Огонь – самая опасная стихия!

Защитим себя от пожаров!
Это должен знать каждый!
СТРАТЕГИЯ

Сайт Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) Липецкая область
Сайт Открытых олимпиад для школьников Липецкой области
Сайт выездных профильных смены Центра «Стратегия»
Сайт Заочной школы Центра «Стратегия»>
Форма входа

Чтобы оценить условия предоставления услуг

наведите камеру Вашего телефона и сканируйте QR-код
Поиск

Полезные ссылки

Группа ВК «РДШ – МБОУ «Лицей села Хлевное»» 
Старо-Дубовский филиал
Воробьевский филиал
  



















Архив записей

Copyright МБОУ лицей с.Хлевное © 2024Хостинг от uCoz