Психологический настрой к
уроку.
СЛАЙД 1:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Ребята, я на доске написала числа от 1 до
10. Это
натуральный ряд чисел? А что же?
Докажите… Как вы думаете, зачем же я числа написала, ведь у нас не урок
математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я
очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10. Но для этого
необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи.
2. Подготовка учащихся к
работе на основном этапе.
СЛАЙД 2.
Прочитайте
слова.
Вставьте пропущенные буквы.
Т.традь, т.лёнок, п.льто, вет.р, л.пата,
плать. .
Определите,
какую букву будем сегодня писать.
Эта
буква есть в каждом слове. Тт
-
Какие звуки обозначают на письме буквами Тт?
Согласные,
парные по звонкости глухости [д-т] и мягкости –твёрдости [д’-т’]
Написать 1 строку Тт.
3. Актуализация знаний учащихся.
Узнайте, о какой части речи
будем говорить.
СЛАЙД 2.
- Имена существительные. Докажите…
Что обозначают?
На какие
вопросы отвечают?
Для
того, чтобы открыть новое, нужно
привести в систему изученное об имени существительном.
- Какие признаки имени существительного мы
изучили?
(Дети называют
постоянные признаки имени
существительного (собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные)
- Что значит термин
«постоянный признак»?
(Не изменяются).
- Что значит термин
«непостоянный признак»?
(Изменяются).
- Как могут изменяться имена существительные? (по
числам)
Назовите одушевлённое имя
существительное.
Оно собственное или
нарицательное?
Как слово ТЕЛЁНОК сделать
собственным именем существительным?
Дайте телёнку кличку.
- Назовите лишнее слово.
- ТЕЛЁНОК – одушевлённое
- ПЛАТЬЕ – буква Е обозначает
2 звука после Ь.
4. Постановка проблемы.
СЛАЙД 2.
- Для того, чтобы
определить тему нашего урока, нужно распределить эти имена существительные в группы по определенному признаку. Вам
помогут волшебные слова «ОН», «ОНА», «ОНО».
Сколько будет групп, вы должны решить
сами и обосновать свое решение.
-
Сколько столбиков у вас должно
получиться? (Три).
СЛАЙД 3.
«ОН» «ОНА» «ОНО»
телёнок тетрадь пальто
ветер
лопата платье
5. Открытие нового знания
Цель:
Сформировать умение определять
род имен существительных
Попробуйте
определить тему урока по этим 3-м столбикам слов. Затрудняетесь? Не беда. Я
предлагаю открыть учебник на странице 126.
СЛАЙД 4.
Учебник
на странице 126.
Что такое РОД?
Род - это семья, родня.
Мы сегодня узнаем, какая
родня у имени существительного.
- Прочитайте теоретический
материал.
- Что вы узнали нового об
имени существительном?
- Каких родов бывают имена
существительные?
(Муж.р., жен.р., ср.р.)
Приведите свои примеры.
-
Как можно определить род имён существительных?
Постоянный это признак
имени существительного или непостоянный?
Докажите.
(Род имени существительного –
постоянный признак имени существительного).
Запоминалка:
СЛАЙД 5.
Женский род запомню я
И скажу: "Она — моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу: "Он — мой”.
Средний род: ”Оно - моё”.
Это правило - моё!
6. Первичное закрепление
Цель – сформировать умение применять
полученные знания на практике, выработать способ определения рода имени
существительного.
Слайд 4.
Упр. 237 (устно).
Подобрать по 2
существительных мужского, женского и среднего рода.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (музыка).
Слайд 6.
У
каждого ребёнка на парте карточка с именем существительным.
Найти свою группу. (М.Р., Ж.Р., СР.Р.)
Зима,
мороз, снег, пороша, сугроб, снегирь, поле, стекло, одеяло, шуба, Снегурочка, снеговик, подарок, ёлка,
сосулька, лёд, каток, хоккей, хлопушка,
шапка, шарф, кормушка, зерно, холод, голод.
7. Упражнения.
СЛАЙД 7.
№238 – выписать сначала имена
сущ-е женского рода, потом мужского рода.
Дописать
еще по два слова в каждый из столбиков на данную тему. (Приводят примеры).
№239 – выписать только сущ-е
среднего рода. Дописать ещё 2 слова.
8. Развитие речи.
СЛАЙД 8.
- Сейчас мы будем выполнять
творческое задание
(Работа над составлением
текста по опорным словам)
На доске:
Наступила холодная _______ .
Белоснежное ________ укрыло землю.
________ ________ освещает все вокруг.
_________ ________ блестит и переливается. Как ________ _________!
- Как вы думаете, каким
будет задание?
(Составить текст на тему
«Зима»).
Наступила холодная зима. Белоснежное одеяло
укрыло землю. Зимнее солнце освещает все вокруг. Серебристый иней (Белый снег)
блестит и переливается. Как красиво зимой!
- Назовите основу 1
предложения (одеяло укрыло).
Записать 1-ое предложение, подчеркнуть основу.
9. Итог урока.
-Подведем итог нашего урока.
-Какова была цель урока?
- Какие знания мы открыли?
-
Какие способы определения рода имени сущ. мы узнали?
-
Какой способ вам понравился больше?
-Научились мы определять род имен существительных?
10. Контроль и оценка
Цель: сформировать чувство
самоконтроля и самооценки собственной деятельности
Личностные УУД : положительное отношение к проделанной работе.
Метапредметные УУД: умение контролировать и оценивать свою работу и
полученный результат;
Предметные УУД : предлагает вспомнить критерии оценивания, дает время
для самооценки, выслушивает результаты.
11. Рефлексия
Цель: Развивать рефлексивные умения. Создавать
ситуации для осмысления всей работы на уроке.
-А
какое задание было наиболее трудным? (Работа с текстом).
-Почему? (Потому что мы еще не изучали другие части
речи).
САМООЦЕНКА
Оцените
свою работу на уроке по 10-бальной системе
1
2 3 4
5 6 7
8 9 10
12. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Слайд 9-10.
стр.127 – правило, упр. 23