Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
МБОУ


Пятница, 17.05.2024, 14:20


Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Конспекты уроков и внеклассных мероприятий [33]

Наш опрос
Удовлетворены ли Вы качеством общего образования в нашем лицее?
Всего ответов: 132

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Начальная школа » Конспекты уроков и внеклассных мероприятий

Украшение и реальность. Паутинка. Узоры на стекле.
18.01.2016, 17:16

Конспект открытого урока

Предмет: ИЗО,2 класс,(1 – 4).

Дата: 22 декабря 2015 г.

Тема: Украшение и реальность. Паутинка. Узоры на стекле.

Тип урока: интегрированный, комбинированный.

Цели: -    учить детей эмоционально откликаться на явления зимней природы и воплощать                             

                свои наблюдения и впечатления в композиционной работе;

           -    раскрыть красоту зимних ледяных узоров, расширить представления детей о  связях искусства с природой и жизнью человека через наглядный материал

                 (зрительный, литературный, музыкальный);                                                                                                                       

  • развивать образную речь, речевые умения; любознательность, память, мышление;
  • способствовать развитию лучшей координации кисти движений руки, большей                           

свободе действий и раскованности всего локтевого сустава в процессе работы;

  • создать на уроке атмосферу сотворчества, сотрудничества учителя и ученика

для решения общей учебной задачи через ролевые ситуации-игры «зритель»,

«художник», «Мороз Иванович».

Оборудование:

    1. а)    На парте у каждого ребенка:

  • подставка для кисточек на двоих (спич коробок);
  • кисточка;
  • краски и краска «белила цинковые»;
  • стаканчики для;
  • черная бумага в рамке (заготовка для работы);
  • тряпочка;
  • подкладной лист;
  • закладки для гостей.

             б)   Учителю:

  • вода, кисть, краска, тряпочка, основа.

           2. Для демонстрации учителем:

             а)  зрительный ряд:

          на доске:    - мои рисунки (растит. мотивы);

                 -рисунки «Узоры на стекле» - 4 шт.;

                 -аппликации – 2 шт.;

                 -картина – черный фон;

стенд:   - «Золотые узоры» (по книге);            

           на столе: - ткань (для свадебного наряда);

                           - хрусталь: ваза с искусственными цветами, конфетница, подсвечник;

         

 Дополнительно:

  • закладки с зимней тематикой для поощрения детей.

б) литературный ряд:

 -   стихи, загадки, рассказ (см. в конспекте «Ход урока»);

  • пословицы;
  • лексическая работа – фразеологизм «Мастер на все руки».

в) музыкальный ряд:

  • П. И. Чайковский. Декабрь (из цикла «Времена года»); «Вальс цветов» (из балета «Щелкунчик»);
  • А. Вивальди. Зима (из цикла «Времена года»);
  • Э. Григ. «Утро».

3.Оформление доски:

  • тема урока мелом или с помощью вывески «Зимние узоры»;
  • другие пособия (см. № 2, а) зрит. ряд.).

4.Оформление помещения:

  • плакаты «С Новым Годом» на стенах;
  • на доске рисунки детей – конкурсные работы на рождественскую тематику.

 

 

Ход урока.

 

I.Оргмомент. Организация начала урока.

 

Прозвенел звонок – начинается урок.

Порядок на столе,

Порядок в голове,

К уроку мы готовы все.

 

II. Эпиграф к уроку.

     Эмоциональный настрой на урок.

     Вступительное слово учителя.

  • Сегодняшний урок мне хочется начать словами известного русского поэта Сергея Есенина:

                                       Я думаю:

                                        Как прекрасна

                                        Земля

                                        И на ней человек.

            Природа, красота, человек – часто трудно отделить эти слова друг от друга. И не случайно многие художники, писатели, поэты, музыканты посвящали природе свои восторженные произведения.

            Действительно, «перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчанье весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье волны и торжественную тишину ночи.»

           - Вот и сегодня нам предстоит сделать маленькое открытие в природе, связанное с красотой и человеком.

 

III. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный и психологический настрой на урок.

- Давайте вместе назовём слова, которые украсят наш урок.  (Творчество, фантазия, активность, наблюдение, успех, яркость, оригинальность, неповторимость, загадочность.)

- Я желаю, ребята, чтобы все эти «украшения» сопровождали вас весь урок. И тогда вас ждёт успех.

 

IV. Работа над новым материалом.

               Рассказ учителя.

               Демонстрация объектов.

               Введение в проблему.

  1. – Любуясь природой, человек давно заметил в ней бесконечное множество интересных, причудливых форм, линий и цветовых оттенков. Например, узоры на крыльях бабочек, птиц, плавниках рыб,узоры на змеиной коже или на спине гусеницы, рисунки листьев различных растений и плодов привлекали его внимание.

Используя свои наблюдения, человек стал создавать растительные, травные узоры, в которых можно увидеть «усики», «завитки», «травинки», «капельки», «кустики», «ягоды», «цветы».

Растительные узоры люди стали не просто зарисовывать, а украшать с их помощью:

  • изделия из дерева, например…

(- разделочная доска от Бараб. М.В)

  • изделия из железа, например, подносы (- показать)
  • предметы быта людей, например, (образец рисунка обоев для дома - в классе).

          - Настоящим чудом кажутся

  • золотые узоры Хохломы («Хохлома. Золотые узоры»)

  Растительные мотивы можно увидеть запечатленными на коврах, платках,

в узорах кружев или на стекле (показать подсвечник, конфетницу, фужер из стекла и хрусталя)

           

          Современные технологии позволяют вырабатывать самые необыкновенные, красивые, изысканные вещи.

 

           Поистине, природа для человека стала источником вдохновения и фантазии. Наша Россия богата талантливыми людьми, народными умельцами. И думаю, вы согласитесь, что человека, который многое умеет делать сам, вправе называть мастером на все руки.

 

  1. Лексическая работа.
  • Про такого мастера говорят:

* Не от скуки на все руки;

* Дело мастера боится.

           А вот родилась поговорка «мастер на все руки» в профессиональной среде перчаточников. Мастером на все руки называли встарь умельца, который мог сделать перчатки на любую руку.

  • Вы, ребята – тоже очень интересные, творческие и талантливые люди. Об этом свидетельствуют ваши очередные конкурсные работы на рождественскую тематику (на доске). В этом мы убедимся и в процессе нашего урока.     

 

V.   Постановка учебной задачи.

– Говоря о том, что  могут сделать человеческие руки, нельзя не вспомнить о таком понятии, как узор.

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «узор»? (Красота, узоры на одежде, салфетка, ограда и т. п.)

- Зачем нужен узор? (Чтобы украсить изделие.)

- Тема нашего урока сегодня – «Украшение и реальность».

 

VI. Изучение нового материала.

- Как вы думаете, что такое украшение?

- Украшения всюду вокруг нас. Украшены орнаментами одежда, игрушки, посуда и многие предметы в помещениях и на улицах. Сегодня на уроке нас будет интересовать, как природа умеет себя украшать.

 

- Рассмотрите снежинки. Они хрупкие и изящные. И ни один узор в них не повторяется. Посмотрите, какое богатство форм придумала природа. Человек подсматривает у природы образы, когда украшает различные предметы. Предложите, где можно использовать снежинки в качестве украшения.

 

- Рассмотрите сосульки. Они, как хрустальные подвески, украшают наши дома зимой. А вы с чем бы сравнили сосульки? ( Со стеклом)

 

- Бывает очень любопытно и интересно рассматривать сложные, замысловатые узоры на стекле (хрусталь: ваза, конфетница, подсвечник).

- Каждый узор здесь особый: то крупные прямые веточки, то закругленные, то  мелкие иголочки побежали в разные стороны. Елочки, кустики, травинки – что ни стекло, то новый узор.

 

         ! Проблемный вопрос.

Конкретизация, уточнение темы урока.

  • Ребята, а на каком стекле еще можно увидеть необыкновенные узоры?
  • У кого мог подсмотреть человек ледяные узоры? А ну-ка ответьте:

                                   

                                      Какой это мастер

                                      На стекла нанес

                                      И листья, и травы,

                                      И заросли роз?

                                                              (Мороз)

  • Верно, молодцы!
  • Тема сегодняшнего урока – «Узоры на стекле» (дописать мелом!)
  • А теперь закройте глазки, и постарайтесь представить себе ту картину, которую словесно рисует нам автор Гумилевская в рассказе «Снежные узоры на окнах».
  • Текст прочитает Гончарова Милана:

                                                                                   М.Гумилевская.

                                         «Снежные узоры на окнах».

    За ночь сильно похолодало. Настало морозное утро. На стеклах появились узоры. Лучи солнечного света играли на стекле разноцветными огоньками.

    Вот длинная ветвь пальмы. Вот распустился чудесный цветок.

    Красив снежный узор и в блеске утреннего солнца, и в синеве зимнего вечера.

    Откуда появились снежные узоры? Их рисует Мороз Иванович. Чем он их рисует? Прозрачным паром, который всегда есть в воздухе.

    На холодном стекле окна оседают теплые пары воды. Они  застывают. К ним прилипают другие капельки. Постепенно вырастает на стекле сад изо льда. Сверкает сад на зимнем солнце.

 

  • Открываем глазки. Понравилось?
  • А чтобы картина была более полной, послушайте стихи, которые для нас подготовили ребята.

Поляков Николай:

                                    Увидеть ты можешь   

                                    В морозном окне,

                                    Как бродит олень

                                    По волшебной стране,

                                    В сверкающем воздухе

                                    Птицы парят,

                                    Снежинки пушистые

                                    Тихо летят.

 

Казакова Полина:

 

                         На стекло легли узоры всей земли,

                         Небеса, поля и горы зацвели.

                         Снежной выдумкой, загадкой ледяной

                         Украшает окна Дед Мороз лихой. 

 

  • Неисчерпаема фантазия природы. В мастерской Деда Мороза рождаются снежные кружева, колкие кристаллики, прохладные ледышки.
  • Я попыталась подражать Морозу, изобразила ледяные узоры сама. Вот что у меня получилось.

                  Показываю и комментирую и примагничиваю к доске: 

 

 

 

 

   голубой фон                                       желтый фон                                  лиловый фон

  • Если быть наблюдательным, то можно заметить, что морозные узоры цветные: то голубые - в пасмурную погоду, то жёлтые – на солнце, то розовые и лиловые – на закате. А вот так выглядят узоры в вечернее время, когда за окном становится совсем темно и стекло выглядит черным.

 

                                          

                                      

                                                        черный фон

 

  • И именно на последней картине хорошо прослеживается яркая особенность зимней природы – контраст белого и черного, о котором мы говорили, рассматривая зимние пейзажи, первый снег.
  • Морозные узоры на стекле тоже похожи на украшения. Они напоминают сказочные деревья, цветы. Каждый видит в морозных узорах на стекле что-то своё, близкое, особенное и неповторимое. Каждый пытается подружиться с морозом, подражать ему. (Например, мастер, сделавший вот такое зеркало с узором.)

 

+ ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Узоры на стекле»

  • Разомнёмся.

 

V.Физкультминутка:

                       Я мороза не боюсь,

                       С ним я крепко подружусь.

                       Подойдет ко мне мороз,

                       Тронет руку, тронет нос.

                       Значит, надо не зевать,

                       Прыгать, бегать и играть.

 

 

  VI. Продолжение изучения нового материала.

- В глубинах океана живут удивительные рыбы. Природа и их украсила: ярко и пестро.

- Птицы, насекомые. Им тоже природа придумала узоры. Зачем она так украшает животных? (Защита от врагов, привлечение партнёра, отпугивание.)

 - Как много украшений в лесу! Природа щедро украсила листья, цветы. Встречали ли вы похожие украшения на предметах, созданных человеком? Где?

- Видели ли вы в лесу паутинку? В её нежных нитях можно увидеть листочки, капли дождя, росу, прилипших насекомых. Паутинки – это тоже украшение леса. (Дописать – «Паутинка». )

- Подумайте, где человек использует образ паутинки в жизни? (Орнамент на одежде, вязаные, плетёные салфетки, платки, кружева.)

- Какие ещё украшения можно увидеть в лесу, поле, на реке, или в море?

 

 

   VII. Творческая практическая деятельность учащихся.

- Я предлагаю самим выбрать тему своей работы.

1-я тема: Вы будете в роли Деда Мороза и нарисуете морозный узор на стекле.

 

2-я тема: Вы будете в роли Вьюги и нарисуете полёт снежинок. Вы видели, какие разные снежинки придумывает природа. Придумайте свою снежинку – неповторимой формы, с загадочным узором.

 

3-я тема: Вы паучки, будете плести паутинку. А в паутинке – другие украшения – листок, паучка, пленника и т. п.

- Выберите тему по душе. Я желаю вам успехов.

 

 

       Формулировка заданий.

       Подготовка рабочего места.

Для работы над любой из трёх тем нам потребуется:

  • основа – бумага черного цвета;
  • вода, мягкая кисть;
  • краска белая – «белила цинковые»;
  • тряпочка, чтобы промокнуть кисточку, вытереть руки.

 

  • Рисовать мы будем вместе. Я на доске, вы на парте. Теперь каждый из вас – Мороз Иванович, или вьюга, или паучок.  И пусть они – настоящие природные волшебники, а мы только учимся, у нас тоже получатся прекрасные ледяные узоры, снежинки, паутинки

 

                                                                                 А.Бортняк.

Зима - композитор

Одевшись в белый свитер,

К роялю ветра сев,

Зима, как композитор,

Слагала свой напев.

В десятый раз и в сотый

Мурлыкала «Гу-гу»,

Записывала ноты

На льду и на снегу.

У ветра струн немало

И песнями зима

До марта исписала

Поля, луга, леса.

 

  • А напев зимы подслушал известный композитор П.И.Чайковский. Работа будет спориться лучше, если мы послушаем музыку, напев зимы в произведениях Чайковского и других композиторов.

                                     

(Включаю магнитофон.)

VII.Самостоятельная работа.

     

 (Я помогаю каждому ребенку.)

 

VIII.Демонстрация работ. Награда. Похвалы.

Выставка и анализ работ.

Алгоритм самооценки:

- Что тебе нужно было сделать?

- Удалось тебе сделать работу?

- Ты справился с работой или есть недочёты?

- Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?

- Как бы ты оценил свою работу?

 

- Давайте совершим путешествие в царство Вьюги и Мороза. Посмотрите, какие получились интересные узоры на стекле и снежинки. Чьи работы вам понравились и почему? Что вы увидели на стекле?

 

- А теперь переносимся в лес. Какие чудные паутинки перед нами! Найдите самую оригинальную!

 

  • Молодец… (ручкой по голове – я и все дети).

 

 

IX. Рефлексия.

- мне было интересно и легко

- мне было трудно, но я справился

- я ничего не понял и не справился

 

Х. Итоги.

     Дарю детям и гостям закладки с зимней тематикой.

 

                      

 

 

                   Примечание и рекомендация от Стюфляевой З.М.:

На уроке по данной теме в одной  из Московских школ учитель использовал настоящее стекло с узорами, выполненными белилами с одной стороны и закрашенными с другой. В процессе урока учитель стерла белый «налет» с одной стороны стекла и «проявились» узоры на другой стороне. Таким образом, картина выглядела эффектно и реально.

 

                              ЕСЛИ НА УРОКЕ ОСТАЛОСЬ ВРЕМЯ

  • Ребята, наш сундучок совсем пустой. Давайте наполним его загадками на зимнюю тему.
  1. Заполнение сундучка загадками.

Учитель:

               Когда все укрыто седыми снегами,

               И солнышко рано прощается с нами?

                                                              (Зимой)

              

               Ветви  белой краской разукрашу,

               Брошу серебро на крышу вашу.

               А со мной придут холодные ветра,        

                     Прогоняя осень со двора.

                     Кто я?

                                                                    (Зима)

 

                     Зимой на ветках яблоки!

                     Скорей их собери!

                     И вдруг – вспорхнули яблоки.

                     Ведь это …

                                                                    (Снегири)

        Дети:

  1. Бел да не сахар,

Ног нет, да идет.

                         (Снег)

  1. Всё лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры –

Помчались с горы.

                          (Санки)

  1. Одеяло белое не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось.

                               (Снег)

  1. Белая звездочка с неба упала,

Мне на ладошку легла –

                                     И пропала.

                                                              (Снежинка)

  1. Растет она вниз головою,

      Не летом растет, а зимою.

      Но солнце её припечет –

      Заплачет она и умрет.

                                   (Сосулька)

  1. Гуляет в поле, да не конь,

Летает не воле, да не птица.

                                   (Вьюга)

  1. Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня?

                                  (Коньки)

  1. Льется речка – мы лежим,

Лед на речке – мы бежим.

                                   (Коньки)

  1. Очень любят дети

Холодок в пакете.

Холодок, холодок,

Дай лизнуть тебя разок!

                           (Мороженое)

  1. Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром – в школу,

Днем – домой.

                            (Валенки)

  1. Две сестрёнки,

Две плетенки,

Из овечьей шерсти тонкой.

Как гулять – так надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять.

                                  (Варежки)

  1. Не галстук он, не воротник,

А шею обжимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода.

                                     (Шарф)

  1. Черна, а не земля,

Пушиста, а не снег,

Греет, а не печка.

                                      (Шуба)

  1. Стенд « В гости к зиме»

Обзор книг.         

            

        

   

 

  

 

                                                                 

 

 

 

 

                    

Категория: Конспекты уроков и внеклассных мероприятий | Добавил: defaultNick
Просмотров: 1727 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Год педагога и наставника 2023

План к году педагога и наставника 2023
Огонь – самая опасная стихия!

Защитим себя от пожаров!
Это должен знать каждый!
СТРАТЕГИЯ

Сайт Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) Липецкая область
Сайт Открытых олимпиад для школьников Липецкой области
Сайт выездных профильных смены Центра «Стратегия»
Сайт Заочной школы Центра «Стратегия»>
Форма входа

Чтобы оценить условия предоставления услуг

наведите камеру Вашего телефона и сканируйте QR-код
Поиск

Полезные ссылки

Группа ВК «РДШ – МБОУ «Лицей села Хлевное»» 
Старо-Дубовский филиал
Воробьевский филиал
  



















Архив записей

Copyright МБОУ лицей с.Хлевное © 2024Хостинг от uCoz