Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
МБОУ


Пятница, 17.05.2024, 11:50


Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Конспекты уроков и внеклассных мероприятий [33]

Наш опрос
Удовлетворены ли Вы качеством общего образования в нашем лицее?
Всего ответов: 132

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Начальная школа » Конспекты уроков и внеклассных мероприятий

Умирая, не умрёт герой…
[ · Скачать удаленно (24 Мбайт Видео) ] 25.02.2015, 22:09

Тема: Умирая, не умрёт герой…                                                                                                                        Классный час памяти Мусы Джалиля -  татарского поэта

Цели: познакомить  учащихся с жизнью и творчеством великого татарского поэта М. Джалиля;  воспитывать чувства патриотизма, чувства гордости за свой народ,  любви к Родине мужества, гражданственности.

Оборудование:  презентация

Музыка П. И. Чайковского

Слайд 2:

“Цель жизни в этом и заключается жить так, чтобы и после смерти не умирать”       М. Джалиль.

“Мир и мировая литература знают много поэтов, обессмертивших свои имена неувядаемой славой, но таких, как поэт-герой Муса Джалиль, увековечивший свое имя и бессмертными творениями и смертью, которая сама является подвигом, не так уж много. Вот они: великий Байрон, славный народный поэт Венгрии Петефи, герой Юлиус Фучик и, наконец, Мусса Джалиль”.

Самед Вургун, лауреат Государственной премии СССР

Содержание.

Звучит музыка, создающая эмоциональный настрой к меоприятию.

Слайд 3: (Заставка мероприятия)                                                                                                                                                         В эти февральские дни татары всего мира вспоминают имя Мусы Джалиля.   Он совершил подвиг, достойный подражания. Его имя стало символом мужества. Он прожил короткую, но яркую жизнь, наполненную кипучей деятельностью. Его стихи изданы многомиллионными тиражами, переведены на 56 языков, а поэтический цикл «Моабитская тетрадь» справедливо считается одним из высочайших достижений мировой поэзии. Неумолимое время многое расставляет по своим местам. Заново переосмысливаются казавшиеся незыблемыми ценности. И  примечательнее факт, что имя Джалиля, пережив все перипетии истории, остается в памяти людей…
 

Слайд 4: Родился Муса Джалиль 15 февраля  1906 года, в Оренбургской области, в семье мелкого торговца. Семья была многодетная, он был шестым ребенком. В школу Муса пошел в шесть лет. Был очень способным, трудолюбивым, старательным, мальчиком. За первый год учебы освоил всю программу начальной школы. С детства начал писать стихи, которые печатались в детских журналах  под именем «Маленький Муса».   Муса очень дорожил своими друзьями, и сам был хорошим, верным другом. Дружбе и друзьям посвящает Джалиль свои стихи.

                                                            Мой пес

 

Я знаю, что мой пес

Пока еще мал.

Ну, что же,

Зато он –

И смел, и удал.

Любую команду,

Какую не дай,

Послушно и точно

Выполнит Акбай.

Не зря же - упрямо,

И в зной, и в мороз

Военному делу

Учился мой пес.

Он может и ползать,

И смирно лежать,

И ров перепрыгнуть,

И голос подать.

Ты  ранен – тебе он

Доставит воды,                                                                                                                                                 Он может солдата

Спасти от беды.

А нужно – он важный

 Пакет принесет:

 Недаром с портфелем

 Ходил он весь год…

 Пусть будет скорее

 Акбай мой большим –

 Служить на границу

 Уедем мы с ним;

 Хотя и сегодня

 Акбай мой готов

 Родную страну

 Защищать от врагов

 

 

- Деревня Мустафы была расположена на живописном берегу реки Нит. Маленькому Мусе казалось, что нет на земле более красивого места, чем его родина. Со всех сторон деревня была окружена цветущими лугами, а родник в ней звенел очаровательно.  В стихотворениях поэта звучат любовь к природе, забота о ней, восхищение красотой. Муса Джалиль призывает детей беречь окружающую среду, приумножать ее богатства, сажая цветы и деревья.

Песня ручья

 

Ручей поет, струится под горой,
В густой осоке исчезая вдруг.
Звенящей песней, сладостной водой
Поит он все живущее вокруг.
Земля цветет, испив его воды,
Купаются в нем ветки ивняка.
И соловьи поют на все лады –
Их вдохновляет песня родника…
И я хотел бы
Жизненный свой путь
Со звонкой песней, как ручей, пройти,
Земли родимой орошая грудь,
Сердцам давая силу расцвести!

 

 

Слайд 5:   Однажды в Мустафино пришло сообщение, что на село идет большой отряд белых. Жители, вооружившись кто чем мог, двинулись навстречу белым. Муссу воевать не взяли.  Тогда он  вместе с двумя самыми надежными товарищами убежал из дома, разыскал своих. Муса подтаскивал потроны, помогал раненым, передавал донесения командира. Больше двух недель отряд с боями шел по следам банды. Только когда бандиты были окончательно разгромлены, вместе со всеми мальчик вернулся в деревню.

Отгремела гражданская война. Муса снова принялся за учебу. Сначала учился в Казани, а потом поступил на литературное отделение Московского государственного университета. Муса очень любил детей. Он часто бывал в школах и детских домах. Читал стихи, рассказывал сказки, ставил вместе с ними кукольные представления. А через несколько лет Джалиль  работал редактором детских журналов “ Маленькие товарищи, “Октябренок”. Вот тогда-то он особенно много писал для детей.

Случай в подъезде.

 

 

Забыть тот случай -
Не могу!
Стоит малыш в подъезде,
Стоит и тянется к звонку,
И топчется на месте.

Тут взялся я помочь ему.
И говорю:
— Давай нажму,
Но сколько раз?
И он сказал:
— Нажмите пять! —
И я — нажал.
  Я позвонил
Пять раз подряд,
А он
Попятился назад:
— Ну, хватит, дяденька!
Бежим!!!

Он — из подъезда.
Я — за ним.
 

 

 

В 1934 году  поэт приезжает в Казань и руководит литературным отделом Театра оперы. Много было у Джалиля творческих замыслов, о многом хотелось ему написать.

Слайд 5:   Минус «Священная война»

     Но тихим июньским уторм 1941 года на нашу страну напали фашисты. На другой же день М. Джалиль отнес в военкомат заявление с просьбой послать его на фронт. Но его направили сначала в город Мензелинск, где Муса подружился с маленькой девочкой Иншар Алькарамовой. Она чем-то напоминала поэту его дочь Чулпан. Муса рассказывал ей сказки, играл на мандолине, читал свои стихи. А когда уезжал на фронт, оставил ей в подарок небольшое стихотворение, которое так и называется – “ Девочке из Мензелинска”. Потом  оно стало песней.

Звучит песня  «Ты прощай моя умница» Муз Юрия Чичкова.

Слайд 6:   По дороге  на фронт,  Джалиль пишет письмо дочери.

28 февраля 1942 г. Милая моя Чулпаночка!
Наконец поехал на фронт бить фашистов-мерзавцев. Ты, наверное, в кино бываешь и видишь, как наши бьют и гонят с нашей земли фашистов. Вот так я тоже буду воевать. Когда совсем их выгоним и победим, я приеду. Будем праздновать твой день рождения. Я собирался сделать тебе очень хороший подарок, приеду, - сделаю.                                 Ну, пока, дорогая, до свидания!                                                                                                                   Я уже сажусь в вагон. Крепко целую.                                                                                                                           Я поехал на фронт под Ленинград.
                                           Папа

Слайд 7:   В начале 1942 г. Муса Джалиль прибыл на Волховский фронт корреспондентом армейской газеты «Отвага». Там в это время шли ожесточённые бои: 2-я Ударная армия была окружена фашистами, должна была прорвать кольцо блокады. В конце июня 1942 г., стараясь выбраться из окружения, поэт с товарищами попал под обстрел. Взрывной волной его выбросило из кузова машины в болото, оглушило, он был ранен и потерял сознание. Когда пришел в себя, вокруг была слышна немецкая речь. Много раз поэт готовил себя к смерти, не желая даться живым в руки врага. Как же могло случиться, что он попал в плен?

Слайд 8:   Джалиль тяжело переживал позор плена.

В стихотворении “Прости, Родина!” он с болью и горечью пишет:

     Судьба посмеялась надо мной:
Смерть обошла -- прошла стороной.
Последний миг -- и выстрела нет!
Мне изменил мой пистолет...
Скорпион себя убивает жалом,

Орел разбивается о скалу.

Разве орлом я не был, чтобы

Умереть, как подобает орлу?

...Что делать?

Отказался от слова,

От последнего слова друг-пистолет.

Враг мне сковал полумертвые руки,

Пыль занесла мой кровавый след...

Дома долго ждали от него писем, но не дождались…

Фашисты жестоко обращались с военнопленными, били их, морили голодом, за малейшую провинность – расстреливали на месте. Но Джалиль не покорился. Он писал стихи, которые звали к борьбе с ненавистным врагом, вселяя в людей мужество, веру в победу.

Слайд 9:   Фашисты сформировали легион «Идель-Урал» и решили использовать военнопленных для борьбы против Советской Армии. Стремление быть полезным Родине, народу и жгучая ненависть к фашистам приводят поэта к мысли о создании подпольной организации военнопленных, во главе которой стоял М.Джалиль.  Нелегко досталось Джалилю и его друзьям. Чтобы обмануть врагов, джалильцам пришлось для вида дать согласие сотрудничать с немцами, принять на себя клеймо предателей. Тогда он пишет стихотворение – обращение к жене «Не верь» 1943.

 

Слайд 10:                                                                                                                                                                            Коль обо мне тебе весть принесут,
Скажут: 'Устал он, отстал он, упал',--
Не верь, дорогая! Слово такое
Не скажут друзья, если верят в меня.

Коль обо мне тебе весть принесут,
Скажут: 'Изменник он! Родину предал', --
Не верь, дорогая! Слово такое
Не скажут друзья, если любят меня.

Я взял автомат и пошел воевать,
В бой за тебя и за родину-мать.
Тебе изменить? И отчизне моей?
Да что же останется в жизни моей?

Коль обо мне тебе весть принесут,
Скажут: 'Погиб он. Муса уже мертвый', --
Не верь, дорогая! Слово такое
Не скажут друзья, если любят тебя.

Холодное тело засыплет земля,--
Песнь огневую засыпать нельзя!
Умри, побеждая, и кто тебя мертвым
Посмеет назвать, если был ты борцом!

 

  Подпольщики устраивали побеги из лагерей, печатали и распространяли среди военнопленных антифашистские листовки. “ Советский человек и в плену должен не сдаваться фашистам”, - так говорил своим товарищам М. Джалиль.

Слайд 11:   Когда подпольная организация была раскрыта, фашисты пытали Джалиля и требовали, чтобы он выдал товарищей. Ничего не добившись, заперли его в каменном мешке – сырой и холодной камере Моабитской тюрьмы в Берлине.

Слайд 2:   Там (1942-1944) были созданы всемирно известный цикл стихов - "Моабитские тетради"

     Если жизнь проходит без следа,
     В низости, в неволе, что за честь?
     Лишь в свободе жизни красота!
     Лишь в отважном сердце вечность есть!

 
     Если кровь твоя за родину лилась,
     Ты в народе не умрешь, джигит.
     Кровь предателя струится в грязь,
     Кровь отважного в сердцах горит,

 
     Умирая, не умрет герой --
     Мужество останется в веках.
     Имя прославляй свое борьбой,
     Чтоб оно не молкло на устах!

 
     Декабрь 1943 г.

 

"Чулочки"

 

Их расстреляли на рассвете
Когда еще белела мгла,
Там были женщины и дети
И эта девочка была.
Сперва велели им раздеться,
Затем к обрыву стать спиной,
И вдруг раздался голос детский
Наивный, чистый и живой:
-Чулочки тоже снять мне, дядя?
Не упрекая, не браня,
Смотрели прямо в душу глядя
Трехлетней девочки глаза.
"Чулочки тоже..?"
И смятеньем эсесовец объят.
Рука сама собой в волнении
Вдруг опускает автомат.
И снова скован взглядом детским,
И кажется, что в землю врос.
"Глаза, как у моей Утины" -
В смятеньи смутном произнес,
Овеянный невольной дрожью.
Нет! Он убить ее не сможет,
Но дал он очередь спеша…
Упала девочка в чулочках.
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат, а если б дочка
Твоя вот здесь бы так легла,
И это маленькое сердце
Пробито пулею твоей.
Ты человек не просто немец,
Ты страшный зверь среди людей.
Шагал эсесовец упрямо,
Шагал, не подымая глаз.
Впервые может эта дума
В сознании отравленном зажглась,
И снова взгляд светился детский,
И снова слышится опять,
И не забудется навеки
"ЧУЛОЧКИ, ДЯДЯ, ТОЖЕ СНЯТЬ?"

 

 

 

Видео «Красная ромашка»

 
Слайд 12
Музыкальная заставка Мурат Бакеев «По прочтении Маобитской тетради» 

          

 Чтение учителем стихотворения   «ВАРВАРСТВО»   (1943)

 

Звучит музыкальная пьеса Мурата Бакеева «По прочтении «Моабитской тетради»


Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,--
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
-- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! --
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
-- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? --
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
-- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты
вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.--
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей..

 

 

"Моабитская тетрадь" - это бессмертная книга, потрясающая читателей силой человеческого духа. Это гимн бесстрашию и стойкости советского человека.

Слайд 13:   В последние дни войны, а именно 23 апреля 1945 года, воины 79-го стрелкового корпуса, наступавшие на рейхстаг, увидели большое серое здание за высокой кирпичной оградой - тюрьму. Солдаты нашли в Моабитской тюрьме среди бумажного мусора листок, вырванный из какой-то книги, с записью: «Я, известный татарский писатель Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения, и, наверное, буду скоро расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадет эта запись, пусть передадут от меня привет моим товарищам-писателям в Москве». Эта записка свидетельствовала о том, что поэт попал в плен, а также о том, что и в плену он боролся…
 

Так вместе с известием о Победе на Родину пришла трагическая весть о М. Джалиле.

Потребовалось много лет, чтобы шаг за шагом проследить путь Джалиля в лагерях смерти, выяснить все обстоятельства его подвига, сердцем прочитать "Моабитскую тетрадь".  Мир был потрясен правдой .

Перед казнью Джалиль беспокоился о судьбе своих стихов: "В плену, в заточении - 1942. IХ - 1943.ХI - написал 125 стихотворений и одну поэму. Но куда писать? - Умирают вместе со мной".

Слайд 14:   Поэт был казнен в Берлине в 1944 году.

Сегодня стихи Мусы Джалиля переведены на 56  языков. Их знает весь мир.  

 Слайд 15:  Каждый год 15 февраля, в день рождения Мусы Джалиля в Государственном музее Республики Татарстан выставляются подлинники “Моабитских тетрадей”. С каким волнением и сердечным трепетом рассматривают посетители эти крохотные, размером с детскую ладошку, блокнотики с пожелтевшими от времени страницами! Ведь они хранят тепло рук поэта, жар его сердца. Им Джалиль поверил “свое вдохновение, жаркие чувства и слез чистоту”. Их прятал от гитлеровцев во время повальных обысков…

Это чудо, что тетрадки эти, пройдя через десятки рук, фронты и воины, дошли до нас. Миллионы людей пропали без вести, как в воду канули. А стихи сохранились…

Слайд 16: Французский общественный деятель, писатель, переводчик стихов Джалиля на французский язык, Луи Арагон сказал: “Этот человек умер за всех своих братьев из Казани и Новосибирска, из Одессы и Самарканда, Владивостока и Ленинграда, из Тбилиси и Риги. Он умер также и за нас, французов или чехов. … В этих словах выражена сущность жизни и деятельности патриота - интернационалиста Мусы Джалиля, который пером и оружием внес вклад в дело укрепления мира и дружбы между народами.  

В своих стихах он сумел рассказать правду о зверствах фашизма, о героической борьбе с ним. Ни пытки, ни издевательские допросы не сломили боевого духа и жизнестойкости этих бойцов. В тюремном мешке, ожидая приговора о смертной казни, они пишут замечательные произведения, проникнутые любовью к Родине и людям.

- Стихи и поэмы М. Джалиля с одинаковым волнением читают все люди доброй воли: русские и татары, французы и англичане, бельгийцы и чехи и многие, многие другие..

В 1946 году бывший военнопленный Н. Терегулов принес в Союз писателей Татарии маленький блокнотик, где было записано 60 стихотворений.

Слайд 17: В следующем году бельгиец Андре Тиммерманс, сидевший в одной камере с поэтом, переслал еще одну тетрадку. Как священную реликвию он сберег для человечества “Моабитскую тетрадь”, пронеся ее через застенки гестапо и границы государств, - тетрадь, ставшую живой свидетельницей подвига татарского поэта, его поэтическим завещанием потомкам

Слайд 18: - Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1956 года за исключительную стойкость и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, Мусе Джалилю присвоено звание Героя Советского Союза. А в 1957 году Комитет по Ленинским премиям в области литературы и искусства при Совете Министров СССР присудил Мусе Джалилю - первому среди поэтов - Ленинскую премию за цикл стихотворений “Моабитская тетрадь”.

- Стихи, созданные в Моабитской тюрьме не просто человеческий документ, но и самая высокая поэзия. Эту поэзию отличает подлинная внутренняя культура, уверенное владение стихом, глубокая национальная основа. По единодушному признанию критики, моабитский цикл - это наивысшее достижение татарской поэзии периода Отечественной войны и одна из вершин нашей многонациональной литературы.

- Джалиль писал свои пламенные стихи в нечеловеческих условиях. Читаешь его стихи и удивляешься тому, что они написаны смертником. Из 94 стихотворений 67 написаны после вынесения ему смертного приговора. Но все они посвящены жизни.

- Муса Джалиль очень любил детей и всегда оставался для них другом. Дети-продолжатели жизни на земле, её вечность, цвет и краса.

 

Мы покинем мир,
Но наши дети
Сберегут сердец замолкнувших жар,
Пронесут сквозь даль десятилетий
Стяг побед - отцов и дедов дар
Так, от поколенья к поколенью
Тянутся единой цепи звенья

 

.

Приговорённый к смертной казни, Муса думает о судьбе дочери Чулпан, посвящает ей стихи.  Поэт уверен, что придёт победа и принесёт детям радостную жизнь. Он просит лишь об одном: не забывать о пролитой крови отцов ради их спасения. У него одна мечта, чтобы не рвались бомбы, чтобы над детьми всегда было чистое небо.

Поэт мечтал увидеть Победу, встретиться с друзьями, с женой. Но не суждено было сбыться его мечте. Остались недопетыми его песни о детях, о близких, о Родине. Но и те, которые он создал, навеки бессмертны.

- Действительно, каждое стихотворение Джалиля - это уроки жизни. Они учат нас жизни, любить Родину, трудиться во имя её процветания. Его произведения вошли в золотой фонд нашей литературы. М. Джалиль оставил потомкам глубокие слова о жизни, отданной во имя великой цели.

Когда-то Джалиль сказал: “Цель жизни в этом и заключается: жить так, чтобы и после смерти не умирать”. Хотя Джалиля  нет среди нас, но его стихи живы и будут жить вечно. И пусть сегодняшний наш урок будет лучшей памятью о поэте -интернационалисте и о тех, кто отдал свои жизни за нас.

Обращение к выставке книг.

Рефлексия

 

Открытый классный час,                                           посвящённый татарскому поэту Мусе Джалилю

 

Водопьянова  Галина Гавриловна –                                 учитель начальных классов

 

Февраль, 2015

Категория: Конспекты уроков и внеклассных мероприятий | Добавил: defaultNick
Просмотров: 3080 | Загрузок: 300 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Год педагога и наставника 2023

План к году педагога и наставника 2023
Огонь – самая опасная стихия!

Защитим себя от пожаров!
Это должен знать каждый!
СТРАТЕГИЯ

Сайт Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) Липецкая область
Сайт Открытых олимпиад для школьников Липецкой области
Сайт выездных профильных смены Центра «Стратегия»
Сайт Заочной школы Центра «Стратегия»>
Форма входа

Чтобы оценить условия предоставления услуг

наведите камеру Вашего телефона и сканируйте QR-код
Поиск

Полезные ссылки

Группа ВК «РДШ – МБОУ «Лицей села Хлевное»» 
Старо-Дубовский филиал
Воробьевский филиал
  



















Архив записей

Copyright МБОУ лицей с.Хлевное © 2024Хостинг от uCoz