03.12.2013 г. 6 а класс учитель Дегтярева
Н.Н. высшая квалификационная категория.
Тема урока: "Горы суши".
Цели урока:
Образовательная:
Углубить понятия горы как одной из форм рельефа.
Сформировать представления у учащихся о горных системах, хребтах, различии
гор по высоте, изменении во времени, значении.
Развивающая:
Развивать умения определять и описывать географическое положение гор, их
высоту; отрабатывать навыки показывать горы в контурных картах.
Развивать пространственное воображение, творческое мышление,
Развивать коммуникативные навыки: умение высказывать свое мнение, задавать вопросы товарищу;
Воспитательная:
Воспитывать географическую культуру обучающихся.
Воспитывать любовь к своей Родине, бережного отношения к природе.
Оборудование:
·
географический атлас 6 класса (у каждого ученика),
·
физическая карта России,
·
физическая карта мира,
·
контурная карта и опорный конспект (у каждого
ученика),
·
презентация
урока в POWER POINT,
·
песня В.Высоцкого "В суету городов…”
Ход урока
1.
Проверка домашнего
задания, актуализация знаний.
На протяжении нескольких уроков мы изучаем тему литосфера. Это
каменная оболочка Земли, загадочная
и таинственная.
Вопрос:
- Что в теме литосфера мы уже
изучили и что вам особенно понравилось?
(беседа о строении земной коры,
вулканах, землетрясениях, движениях земной коры).
1) Давайте вспомним о равнинах суши, которые мы изучили на прошлом уроке. Вспомним о них по плану
1.
Что такое равнина?
2.
Какие различают равнины по высоте?
3.
Под влиянием каких факторов изменяются равнины?
4.
Значение равнин.
(фронтальная беседа по плану)
-Приведите примеры крупнейших равнин Земли. (учащиеся показывают
равнины на карте)
2) А теперь узнаем, насколько
успешно вы работаете самостоятельно.
Задание: вставьте в текст пропущенные слова.
(Индивидуальная работа на опорных конспектах, задание №1)
1.Проверяем
домашнее задание: вставьте пропущенные слова.
На дне
океанов и на суше выделяют две основные формы рельефа:
________________
и ___________________.
Обширные
участки земной поверхности с ровной или слабоволнистой поверхностью называют:
__________________________.
По высоте
различают следующие типы равнин: ____________________,
_________________________, ____________________________.
На
разнообразие рельефа равнины влияют внешние силы: а)_____________________,
б)_____________________, в)____________________.
Село Хлевное
расположено на
___________________________________равнине.
3) Взаимопроверка и выставление оценок. Обучающиеся меняются конспектами с выполненными заданиями,
проверяют работу и выставляют оценку. После этого с правильные ответы
появляются на экране http://festival.1september.ru/articles/516701/pril1.ppt
.
2. Изучение нового материала.
Вы правильно отметили, что главной формой рельефа Земли наравне с равнинами
являются горы. Значит мы сегодня посвятим свой урок изучению гор.
"Горы суши” - тема урока http://festival.1september.ru/articles/516701/pril1.ppt .
1.Давайте вместе с вами определим
задачи урока.
Ученики формулируют с помощью учителя задачи урока.
Узнать какая форма рельефа относится к горам, какие бывают горы, что с ними
происходит во времени, найти горы на карте и т. Д.
2.Давайте совершим небольшое виртуальное путешествие по горам.
(Создание образа гор с помощью слайд-шоу и
музыки – звучит песня В.Высоцкого "В суету городов…”)
3. Каждую форму рельефа мы изучаем по плану.
Вопрос:
- Сравните планы изучения гор и равнин. http://festival.1september.ru/articles/516701/pril1.ppt
(на экране планы )
Ученики приходят к выводу, что
планы аналогичны по содержанию.
3). Задание:
Поработаем с учебником. Внимательно
прочтите текст и
ответьте на вопросы:
Что такое гора? Какие элементы гор выделяют?
(Самостоятельная работа с учебником
и опорным конспектом). После выполнения задания беседа:
- С чем вы можете сравнить гору? (холм, вулкан)
- В чем отличие горы от холма? Вулкана?
Нарисуйте строение горы на доске. ( Ученик
работает у доски)
Какие элементы мы выделим: вершину, склон,
подножие.
Давайте сформулируем определение
этим элементам.( Формулируют определения).
Найдите отличия гор от холма и вулкана.
(От холма отличаются высотой, от вулкана строением).
Проведем небольшое исследование:
-Почему называем форму рельефа во
множественном числе - горы?
-Давайте вместе с вами
рассмотрим, какие
же элементы рельефа выделяют в
горах?
(Находят и дают
определения: горная долина,
горный хребет, нагорье,
горная система, пик горы,
горное ущелье, рассматривают
фотографии на экране).
4. Задание: рассмотрите
рисунок на экране, выслушайте информацию о различии гор по высоте и заполните
схему в конспекте.
(рассказ учителя по рисунку на
экране – он появляется постепенно – и заполнение обучающимися схемы в опорном конспекте) http://festival.1september.ru/articles/516701/pril1.ppt
5.Задание:
С помощью атласа приведите примеры гор, разных по высоте. Объясните свой
выбор.
(фронтальная работа с атласом и настенной картой мира и России)
6.Задание.
Вы знаете, что горы – очень
подвижные объекты нашей планеты. Они постоянно растут под влиянием внутренних
сил. Предлагаю решить задачу. http://festival.1september.ru/articles/516701/pril1.ppt
(Решение задачи в опорном конспекте: Кавказские горы начали подниматься около 15млн. лет назад. Рассчитайте,
какова должна быть высота гор при скорости поднятия 1 мм в год. Ответ – высота Кавказа должна составлять 15 км).
Гор такой высоты на Земле вообще нет, а самая высокая точка Кавказа – гора
Эльбрус имеет высоту 5642 м.
- Чем это можно объяснить?
Вопрос: почему
очень древний вулкан Олимп на планете
Марс имеет высоту более 20 км и мало изменяется во времени? (фото на слайде)
Обучающиеся высказывают разные предположения
о влиянии внешних разрушительных сил, отличии атмосферы земной от марсианской,
затем вместе с учителем делают вывод:
горы изменяются под воздействием внешних и внутренних сил Земли.
Академик В.А.Обручев так описывал этот процесс:http://festival.1september.ru/articles/516701/pril1.ppt
"Задача разрушительных сил – полное разрушение
гор. Снести все эти зубчатые гребни, крутые утесы, стереть с лица Земли,
выровнять до основания – вот к чему стремятся эти силы.… И рано или поздно…
разрушители выполняют свою задачу, и красивые горы исчезают с лица Земли”.
7) Горы красивые.
Ребята, а горы красивые?
Обучающиеся говорят об эстетическом значении гор.
Минутка поэзии. Читают стихи.
Отрывок стихотворения Михаила Дудина «Идущему в горы»
Неподвижны горы и могучи.
Им страсть и время нипочем.
Гора к горе уходит в тучи,
Расталкивая их плечом.
Там лед вершинам лег на плечи,
Покой веков холодный чист.
Но он не вечен, он не вечен, –
Запомни это, альпинист.
Лишь стоит только камень сдвинуть,
В базальт скалы вбивая клин, –
И гул лавин пойдет в долину,
Захлестывая дно долин.
- Какое еще значение, кроме эстетического, имеют горы? http://festival.1september.ru/articles/516701/pril1.ppt
Прочитайте текст учебника на странице 56, пункт 5 и ответьте на этот
вопрос:
(самостоятельная работа с учебником стр.56, п.5, фронтальная беседа)
3. Подведение итогов.
Мы много узнали сегодня о горах.
Выполнили мы поставленные задачи? Обобщим информацию по плану.
( Фронтальная беседа, выставление оценок).
4. Домашнее задание (3,4 по выбору):
1. § 20
читать и отвечать на вопросы;
2. Нанести на контурную карту горы: Уральские, Анды,
Кордильеры, Гималаи, Альпы, Скандинавские, Атлас.
3. Подписать все высшие точки этих горных систем и найти
их координаты.
4. Составить кроссворд
на тему горы.
|