Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
МБОУ


Пятница, 17.05.2024, 11:23


Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [13]
Информатика [12]
Методические материалы по информатике
Математика [7]
Начальная школа [33]
Технология [10]
Конспекты по технологии
Русский язык и Литература [10]
ИнЯз [6]
Иностранный язык

Наш опрос
Удовлетворены ли Вы качеством дошкольного образования в ваших населенных пунктах?
Всего ответов: 88

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Мои файлы

Интегрированный урок ГЕОГРАФИЯ +ФИЗИКА, 7 класс.Тема: Природа Антарктиды. Плавание тел.
[ Скачать с сервера (83.3 Kb) ] 04.09.2013, 09:13

Интегрированный урок  ГЕОГРАФИЯ +ФИЗИКА, 7 класс.

Авторы –учитель географии Щербатых Наталья Ивановна(высшая квалификационная категория,

учитель физики Копытина Наталья Александровна(первая квалификационная категория).

Тема:  Природа Антарктиды. Плавание тел.

 

Цели урока:

Предметные: Формирование представлений о своеобразии, уникальности природы и органического мира Антарктиды. Формирование представлений об условиях плавания тел.

Метапредметные: Формирование умений оценивать правильность  выполнения учебной задачи, владение основами самоконтроля, работать индивидуально и в группе, анализировать, обобщать и делать выводы.

Личностные: Воспитание чувства ответственности за судьбу планеты, формирование умений вести диалог, слушать и оценивать себя и одноклассников, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Задачи:

  • Познакомить с особенностями ледникового покрова Антарктиды.
  • Показать особенности рельефа Антарктиды и его зависимость от тектонического строения.
  • Выявить особенности климата и обуславливающие их причины.
  • Выявить черты приспособленности органического мира к суровым условиям Антарктиды.
  • Совершенствовать умения работать с различными источниками географической информации.
  • Прогнозировать тенденции в изменении природы земли при условии таяния ледникового покрова, работать с различными источниками географической информации.
  • Познакомить с особенностями плавания различных тел на примерах животного мира Антарктиды.
  • Помочь учащимся осознать практическую значимость изучения природы Антарктиды и знаний об условиях плавания различных тел.
  • Способствовать самоопределению в будущей профессиональной деятельности.

Оборудование: атласы, тетради, раздаточный материал

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный.

Ход урока

 

I.       Организационный момент

Ричард Берд американский полярный исследователь, летчик, адмирал сказал: "На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, материк, закованный в голубое. Зловещий и прекрасный, он покоится в складках мантии снега, светящейся аметистами и изумрудами льдов".

Ученый-полярник Гусев писал «И лежит этот неведомый край снега и льда за Южным полярным кругом, ослепительно сияя в лучах солнца полярного дня или окутанный облаками и вихрями пурги во тьме полярной ночи. Он по-своему красив, этот край. И кто по­бывал там однажды, тот всегда будет вспоминать великое молчание ледяной пустыни, окрашенной в утренние часы в нежные сияние,    сиреневые  и  розовые  тона    пастели,    холодные  всполохи полярного сияния,  уютные огоньки  зимовок,  укрытых сугробами снега».

 

Эх, махнуть бы мне  на Южный полюс,

Где метель и минус сорок шесть,

Где от холода теряют люди голос,

Где в меню одни консервы есть,

Где живут колонии пингвинов,

Не боясь ни холода, ни вьюг,

Где снега и льдины, льдины, льдины,

 смешно, что это «самый юг».

 

В настоящее время на каждом материке постоянно живут люди. Исключение составляет материк Антарктида.

Так почему на материке нет постоянного населения? Сегодня на уроке мы вместе попытаемся ответить на этот вопрос, а помогут нам в этом 2 науки  — география и физика, а также ваши учителя физики и географии.

 

 

Сегодня мы познакомимся с природными особенностями Антарктиды: рельефом, ледниковым покровом, климатом, органическим миром, выявим причины этих особенностей еще и с точки зрения физики.

Тема нашего урока:    Природа Антарктиды . Плавание тел.

(запись в тетрадь).

Активизация познавательной деятельности:

Задание 1. Многое о Антарктиде вам уже известно, и думаю , что без особого труда вы справитесь с заданием « Верю- не верю…».

МАХ – 16 баллов.

1. Материк Антарктида — самый высокий (да)

2. Атмосферное давление измеряют динамометром. (нет)

3. Сила тяжести всегда направлена вертикально вниз.(да)

4. Антарктида  и Антарктика одно и тоже.(нет)

5. Сила Архимеда  не зависит от глубины погружения тела. (да)

6. Первыми  достиг  Южного полюса  Руаль Амундсен. (да).

7. Выталкивающая сила зависит от плотности тела, плавающего в жидкости.(нет)

8. Чем больше объём тела, тем больше сила Архимеда. (да)

9. Первым пересек ЮПК и открыл ледяной материк Джеймс Кук (нет)

10. Полярники и ученые Сомов и Терешников построили несколько научных станций   в Антарктиде (да)

11. Чем больше плотность жидкости, тем выталкивающая сила меньше. (нет)

12. Сейчас в Антарктиде  лето.(нет)

13. Сила Архимеда всегда направлена вверх.(да)

14. Встречаются лишайники черного цвета(да)

15. В озере плавать легче, чем в море.(нет)

16. Антарктида самый маленький по площади материк.(нет).

 

1. Рельеф.

На физ картах Антарктида послойным окрашиванием выделена почти белым цветом. Почему?  

Все необычно.  Т. О. в Антарктиде можно сказать двойной рельеф..

Ледниковый  покров и подледный.

 

1). Ледниковый покров

В Антарктиде есть следующие виды льдов: малоподвижный покровный (материковый) и шельфовый ледники, айсберги.

Слайд  - шест южного полюса

Ученик.  Шельфовые ледники являются продолжением ледяного покрова Антарктиды. Самый крупный из них ледник Росса, который по площади не уступает территории Франции. Лед движется от центра к периферии. В период Международного геофизического года, на южном полюсе была основана научно-исследовательская станция Амундсен-Скотт. В точке южного полюса полярники поставили небольшой символический обелиск, увенчанный металлическим шаром. Прошло время и обелиск "съехал" с точки Южного полюса. Передвигать постоянно тяжелый металлический знак дело хлопотное, поэтому истинный полюс обозначает скромный деревянный шест с флажком, который время от времени приходится возвращать на место.

Слайд – последняя экспедиция Р. Скотта

Ученик. В 1912г. группа, отправившаяся на поиски капитана Р.Скотта, обнаружила занесенную снегом палатку. В палатке они увидели три трупа. Тела не тронули, убрали бамбуковые подпорки, и палатка рухнула и накрыла собой погибших, со дня гибели погибших прошло более 90 лет, а значит над палаткой могилой накопилась почти 40 метровая толща снега. Тела капитана Скотта и его товарищей отправились в последнее путешествие. Через много лет от шельфового ледника отколется айсберг с их телами, и как огромный парусник, двинется на север гонимый ветрами и течениями, где-нибудь в проливе Дрейка, а может быть в южной Атлантике, а может быть в Тихом океане, айсберг разрушится под ударами волн и отважные путешественники найдут успокоение на дне моря, как и подобает настоящим мореплавателям.

Если лед движется от центра к периферии, что является следствием этого движения?

Задание 2.    Оценка – мах 1 балл.

Вопрос: Какие силы приводят к «сползанию» льда?

Ответ: На ледяной покров, как и на любое тело на земле действует  сила тяжести.

Слайд с анимацией – сползание льда.

Ледники, сползающие с Антарктического материка, столь мощны, что, подходя к берегу, они не обламываются, а продолжают ползти по дну дальше в море, образуя вокруг Антарктиды "ледяной барьер". И только вдали от берегов, под действием ветра и волнения от ледяного барьера начинают откалываться колоссальные глыбы льда. После откола айсберги ещё по 6-12 лет плавают в океане, постепенно уменьшаясь за счёт таяния. Самые знаменитые айсберги Антарктиды - столовые, с плоскими поверхностями и вертикальными стенками. Известны встречи с гигантами, имевшими длину 80, 120 и даже 170 км . Айсберг в переводе с немецкого ледяная гора. Они имеют самые причудливые формы: это может быть гигантская голова медведя с оскаленной пастью, или остров с развалинами средневекового замка, с полуразрушенными стенами и башнями, а может быть необъятных размеров гриб с толстенной "ногой" и чудовищной "шляпкой".

А как удивительно окрашены эти глыбы льда! Встречаются ледяные горы ярко-зелёные, интенсивно синие, необычайно чистого бирюзового цвета. Так преломляются солнечные лучи в идеально чистых и насыщенных пузырьками воздуха полярных льдах.

Интересным является тот факт, что существуют и черные айсберги. Новозеландские учёные высказали предположение, что чёрный цвет айсбергов вызван деятельностью вулканов. Ледники покрыты толстым слоем вулканической пыли, которая не смывается даже морской водой. Но то, что доступно нашему глазу, - это, оказывается, только весьма небольшая часть айсберга. Над поверхностью воды возвышается только 1/6-1/7 часть ледяной громадины, остальное скрыто под водой. Морские течения и ветры подхватывают айсберги и выносят их из полярных морей на океанский простор.

Задание 3.

Опыт с Айсбергом макс -4 балла.

Наводящие вопросы по опыту:

1.      Как ведет себя айсберг в воде (тонет, всплывает)?

2.      Какие силы действуют на айсберг?

3.      Какова плотность вещества — воды и льда?

4.      Какие вещества будут также всплывать в воде? Балл за аналогию с айсбергом (работа с таблицами  плотностей)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

2). Подледный рельеф Антарктиды.

Что находится под мощным ледниковым покровом? Для того, чтобы дать ответ на этот вопрос мы проанализируем карту "Строения земной коры".

Задание 4. МАХ- 5 баллов

Используем   рабочие листочки.

- Частью какого древнего материка является Антарктида?

- Назовите платформу лежащую на востоке материка.

- Каков возраст складчатости, расположенной на западе материка?

Назовите самый высокий горный массив Антарктиды.

Назовите действующий вулкан Антарктиды.

Взаимопроверка  — шаблон на экране и объяснение

Подвести итог - можно жить на таком рельефе?

2. Климат

- Почему  же в Антарктиде так холодно? Давайте разберемся!

- В каких климатических поясах расположена Антарктида? (ответы учащихся)

- Чем же обусловлена суровость климата?  

Задание 5.  Мах – 3 балла

Причины суровости климата:

Суровость климата обусловлена тремя факторами.

  • Во-первых, географическим положением.
  • Во-вторых, наличием мощного ледяного покрова.
  • В-третьих, отсутствием облачности, которое способствует дальнейшему выхолаживанию территории. 10% тепла, которые поглощаются поверхностью Антарктиды, так же как и 90% отраженного ледяной поверхностью солнечного тепла, уходят в космос.

Суровые климатические условия Антарктиды обусловили своеобразие органического мира.

3.Органический мир

Большая часть Антарктиды лишена растительного и животного мира. Здесь находится Антарктическая пустыня.

Современные организмы Антарктиды представлены мхами, лишайниками, микроскопическими грибами и водорослями и др. Жизнь присутствует почти повсюду, даже в районе полюса холода в снегу обнаружены бактерии.

Вблизи побережья материка имеются необычные участки с озерами, совершенно свободные ото льда, а летом и от снега, окруженные ледником.

 

Такие участки получили название антарктических оазисов. Площадь оазисов от нескольких десятков до нескольких сотен квадратных километров. Летом скалы, свободные от снега и льда, поглощают до 85% солнечного тепла, нагреваются сами до +20+30°С, нагревают окружающий воздух. Здесь температура воздуха выше на 3-4°С, чем над окружающими ледниками. В мелких озерах некоторых оазисов температура воды достигает + 10+15°С. Оазисы Антарктиды можно рассматривать как очаги тепла и жизни в ледяной пустыне. Озера оазисов богаты разнообразными водорослями.

 

Лишайники - пионеры среди растений здесь их около 300 видов, они неприхотливы, встречаются на побережье и в оазисах. Они разнообразны по форме и цвету - от оранжевого до черного, по виду листовидные наподобие цветочков, кустистые как кустики, но все они накипные, то есть плотно прикреплены к поверхности скал в виде корок, так, что удалить их можно только ножом. Это помогает им противостоять суровым арктическим ветрам. Лишайники - это симбиоз гриба и водоросли. Большая часть лишайников черные и серые, за счет этого они потребляют как можно больше солнечного тепла и энергии. Встречаются в оазисах и мхи, они подушкообразной формы. Мхи и лишайники растут медленно.

 

Водоросли низшие растения в морях Арктики. Их 200 видов, встречаются они и в озерах оазисов. Особенно много диатомовых водорослей. В морях встречаются гигантские водоросли макроцистис, образующие целые подводные леса, длина их может достигать 150-300м, макроцистис означает в переводе крупноклеточник. Размеры клеток этих водорослей гигантские по сравнению с другими растениями.

Животный мир связан с омывающими материк океанами - океан дает пищу и тепло.

- Какие животные обитают в Антарктиде? (Ответы учащихся)

 

Воды Антарктики богаты планктоном, который является источником питания для китов, тюленей, рыб и птиц. Здесь водится несколько видов китообразных, среди них самые крупные животные нашей планеты - синие киты. Длина тела 33 м, вес 150т, жирность молока 33%, китенок рождается 2/3 длины матери, каждые сутки прибавляет 100кг, язык синего кита весит 2 тонны, кишечник имеет длину 200м, печень весит 500-100кг, желудок длиной 3,5 м.

Широко распространены ластоногие, а также кашалоты, касатки.

Летом на побережье гнездится около десятка видов птиц.

Типичные обитатели Антарктиды - пингвины.

Они не летают, но прекрасно плавают, питаются рыбой, моллюсками и рачками. Пингвинов здесь обитает около 17 видов. Самый распространенный - небольшой пингвин Адели. Особенно красивы императорские пингвины, массой до 50 кг и высотой более метра. Свое потомство они выводят в суровую зиму. Гнезд не делают, а яйца держат на лапах, прижимая к пуху теплого живота.

Задача о пингвине   

http://biofile.ru/pic/kate-im-a-181.jpgУсловие задания: Рассчитайте силы, действующие в океане на императорского пингвина.

Для справки - средний объём тела равен  48 дм3, массу тела – найти самостоятельно в учебнике!

Решение: На пингвина в океане  действуют две силы — сила тяжести и сила Архимеда.

Fтяж= mg,

Fa=ρжgVт

 

ВЫВОД: если сила тяжести и выталкивающая сила примерно одинаковые, то тело может свободно плавать в любой части жидкости.

Задание 6.  мах — 9 баллов.

ТАБЛИЦА Плавание тел   (физика и география)

 

II.    Итог урока

Отвечаем на вопрос —  почему в Антарктиде никто постоянно не проживает??

Устный ответ учащихся или мини-эссе по теме «Почему в Антарктиде никто постоянно не проживает?»

 

III.  Выставление оценок .Домашнее задание

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: defaultNick
Просмотров: 3059 | Загрузок: 205 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Год педагога и наставника 2023

План к году педагога и наставника 2023
Огонь – самая опасная стихия!

Защитим себя от пожаров!
Это должен знать каждый!
СТРАТЕГИЯ

Сайт Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) Липецкая область
Сайт Открытых олимпиад для школьников Липецкой области
Сайт выездных профильных смены Центра «Стратегия»
Сайт Заочной школы Центра «Стратегия»>
Форма входа

Чтобы оценить условия предоставления услуг

наведите камеру Вашего телефона и сканируйте QR-код
Поиск

Полезные ссылки

Группа ВК «РДШ – МБОУ «Лицей села Хлевное»» 
Старо-Дубовский филиал
Воробьевский филиал
  



















Архив записей

Copyright МБОУ лицей с.Хлевное © 2024Хостинг от uCoz