Тема: Написание подробного изложения на уроках русского
языка.
Ход занятия
Организационный момент.
Сообщение темы, целей занятия. ( слайд 1)
Актуализация знаний. (
опрос)
Виды изложений.
( слайд 2-3)
Изложение — это работа
по восприятию, осмыслению, передаче содержания текста, а также его
художественно-стилистических особенностей.
Виды изложений.
Традиционно выделяют следующие виды изложения.
По форме речи: устное, письменное.
По объему: подробное, сжатое.
По отношению к содержанию исходного текста: полное, выборочное, изложение с
дополнительным заданием (дописать начало/конец, сделать вставки, пересказать
текст от 1-го-З-го л., ответить на вопрос и т.п.).
По восприятию исходного текста: изложение прочитанного, воспринятого зрительно
текста, изложение услышанного, воспринятого на слух текста, изложение текста,
воспринятого и на слух, и зрительно.
По цели проведения: обучающее, контрольное.
III. Работа по теме занятия.
Порядок и приемы работы над изложением. ( слайд4)
( Сообщить студентам, что на занятии они, в качестве
учеников 7 класса, пройдут все этапы работы над подробным, полным, обучающим
изложением, воспринятым на слух и зрительно).
Вступительная беседа.
Назначение этого
приема работы - подготовить учащихся к восприятию текста. Круг вопросов,
определяемых для беседы, зависит от цели изложений, сложности содержания текста
и этапа обучения. В беседу могут быть включены слова и словосочетания из
текста, употребление которых вызовет затруднение учащихся. Для объяснения
используются различные типы словарей: толковый, словарь синонимов, словарь
антонимов, фразеологический.
Сообщить, что в
качестве текста для изложения, взят отрывок из рассказа Юрия Павловича Казакова
«Арктур – гончий пёс».
Первичное выразительное чтение ( восприятие на слух и
зрительно).
( раздаточный материал)
Перед прочтением
дать установку, нацеливающую на активное восприятие содержания (например: «сформулируйте
тему», «основную мысль текста», «почему текст назван «Арктур – гончий пёс»?», «как еще можно
озаглавить текст?»).
Арктур - гончий пёс.
Однажды я шел по
дороге из города. Вечерело. Было тепло и тихо, как бывает у нас только летними
спокойными вечерами. Вдали по дороге поднималась пыль, слышалось мычание,
тонкие протяжные крики, хлопанье кнутов: с лугов гнали стадо.
Внезапно я заметил собаку, бежавшую с
деловитым видом по дороге
навстречу стаду. По особенному, напряженному и неуверенному
бегу я сразу узнал Арктура.
Раньше он никогда не выбирался за пределы
города. «Куда это он бежит?» – подумал было я и заметил вдруг в приблизившемся
уже стаде необычайное волнение.
Коровы
не любят собак. Страх и ненависть к волкам-собакам стали у коров врожденными. И
вот, увидев бегущую навстречу темную собаку, первые ряды сразу остановились.
Сейчас же вперед протиснулся приземистый палевый бык с кольцом в носу. Он
расставил ноги, пригнул к земле рога и заревел, икая, дергая кожей, выкатывая
кровяные белки.
Бык
захрипел, с необычайной быстротой бросился на Арктура и поддел его рогами.
Черный силуэт собаки мелькнул на фоне зари и шлепнулся в самую гущу коров.
Падение его произвело впечатление разорвавшейся бомбы. Коровы бросились в
стороны, хрипя и со стуком ошибаясь рогами. Задние напирали вперед, все
смешалось, пыль поднялась столбом. С напряжением и болью ожидал я услышать предсмертный
визг, но не услышал ни звука.
Я подошел к Арктуру. Он был грязен и тяжело
дышал, вывалив язык, ребра ходили под кожей. На боках его были какие-то мокрые
полосы. Задняя лапа, отдавленная, дрожала. Я положил ему руку на голову,
заговорил с ним, он не отозвался. Все его существо выражало боль, недоумение и
обиду. Он не понимал, за что его топтали и стегали. Обычно собаки сильно скулят
в таких случаях. Арктур не скулил.
Ю. П.
Казаков
3) Беседа по содержанию текста.
Разбор текста. В
процессе беседы необходимо определить тему и основную мысль текста, установку
автора, выяснить, какие факты являются главными, увидеть авторскую позицию.
Определить стиль, тип (типы) текста.
4) Анализ структуры текста.
Назначение этого
приёма работы - показать, что текст представляет собой не только тематическое и
смысловое, но и структурное единство, предупредить возможные ошибки при воспроизведении
текста. В процессе анализа необходимо прийти к выводу, что текст делится на
части (подтемы, микротемы), каждая из которых так или иначе связана с общей
темой и основной мыслью текста.
(студенты определяют микротемы текста)
5) Составление плана.
Составление плана -
это самостоятельная речевая деятельность, средство лучшего осмысления,
запоминания текста и организация его воспроизведения. План способствует
совершенствованию речи учащихся, так как при работе над ним требуется
правильное, точное, достаточно выразительное словесное оформление заголовков.
( Коллективное составление плана текста изложения.
Напомнить, что план может быть простым, сложным, цитатным, тезисным и т. д.)
6) *Устный пересказ текста.
7) *Второе чтение медленное, с указанием абзацев, паузами
между ними.
Во время чтения запись важных, ключевых слов.
8) Запись на доске трудных с точки зрения орфографии слов
или словосочетаний. (Студенты самостоятельно пытаются определить, какие слова
или словосочетания можно записать).
9)* Третье прочтение текста. Работа с черновиком и
самоконтроль.
(пункты 6, 7, 9
студенты не выполняют, только знакомятся с ними*)
IV. Проверка и анализ изложений.
Работа с теоретическим материалом.
Проверка и оценка работ - особый этап в
деятельности учителя. Задача учителя не может быть ограничена исправлением
ошибок, их подсчетом и выставлением оценки. Важно увидеть и отметить
достоинство работы, удачи и находки. В соответствии с действующими нормами
оценки за изложение так же, как и за сочинение, ставятся две отметки: первая -
за содержание и речевое оформление работы, вторая - за правильность речи с
точки зрения грамматических, орфографических и пунктуационных норм.
Критерии оценки: (слайд5-11 + раздаточный материал)
Содержание изложения
оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого
оформления изложений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок
— орфографических, пунктуационных и
грамматических.
оценка
|
Основные критерии оценки
|
содержание и речь
|
грамотность
|
«5»
|
1. Содержание работы полностью соответствует
теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание
излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых
синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое
единство и выразительность текста.
В целом в
работе допускается 1
недочет в содержании и 1—2 речевых недочета
|
Допускается:
1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая
ошибка
|
«4»
|
1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются
незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные
фактические неточности.
3. Имеются
незначительные нарушения последовательности в
изложении мыслей.
4. Лексический
и грамматический строй речи
достаточно разнообразен
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе
допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3—4 речевых
недочетов.
|
Допускаются:
2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или
1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,или
4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических
ошибок, а также 2 грамматические
ошибки
|
«3»
|
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные
фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь, и
однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно
выразительна.
В целом в работе
допускается не более 4 недочетов
в содержании и 5 речевых
недочетов.
|
Допускаются:
4 орфографические и 4пунктуационные ошибки,
или 3орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок,
или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок
(в 5 классе -
5 орфографических ошибок и
4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки
|
«2»
|
1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь
между ними, работа не соответствует плану.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной
связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7
речевых недочетов.
|
Допускаются:
7 орфографических и 7
пунктуационных ошибок, или
6 орфографических и
8 пунктуационных ошибок,
или
5 орфографических и
9 пунктуационных ошибок,
или
8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, я также 7 грамматических ошибок.
|
«1»
|
В работе допущено более 6 недочетов в
содержании и более 7
речевых недочетов.
|
Имеется более
7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.
|
Практическая работа.
Студенты
самостоятельно оценивают работы учащихся, написанные по разобранному тексту
изложения.
Анализ изложений.
Урок анализа изложений (как и сочинений) в
школьной практике считается одним из самых сложных.
Урок анализа изложения призван решать три
основные задачи: (слайд 12)
1. Развивать языковое чутье ученика, воспитывать
внимание к содержанию и речевому оформлению текста.
2. Формировать умение совершенствовать написанное
(улучшать свой текст)
3. Готовить к более успешному выполнению последующих
изложений.
Урок разбора
включает в себя следующие компоненты: (слайд
13)
1. Сообщение разъяснения цели урока (подготовка к
исправлению ошибок и недочетов, совершенствования текста изложения, создание
нового текста).
2. Общая характеристика работ, их оценка в целом
3. Анализ содержания и речевого оформления работ в
соответствии с задачей изложений.
4. Анализ одного - двух изложении (изложения
зачитываются полностью).
5. Коллективное редактирование неудачных отрывков из
ученических изложений или специально составленных текстов.
6. Самостоятельная работа учащихся по совершенствованию
своих изложений.
7. Домашнее
задание после урока анализа изложений
может быть: завершение работы по
совершенствованию изложения, редактирование указанного текста, работу над
грамматическими, орфографическими, пунктуационными ошибками.
V. Подведение итогов.
(опрос по основным моментам занятия)
Арктур - гончий пёс.
Однажды я шел по
дороге из города. Вечерело. Было тепло и тихо, как бывает у нас только летними
спокойными вечерами. Вдали по дороге поднималась пыль, слышалось мычание,
тонкие протяжные крики, хлопанье кнутов: с лугов гнали стадо.
Внезапно я заметил собаку, бежавшую с
деловитым видом по дороге
навстречу стаду. По особенному, напряженному и неуверенному
бегу я сразу узнал Арктура.
Раньше он никогда не выбирался за пределы
города. «Куда это он бежит?» – подумал было я и заметил вдруг в приблизившемся
уже стаде необычайное волнение.
Коровы
не любят собак. Страх и ненависть к волкам-собакам стали у коров врожденными. И
вот, увидев бегущую навстречу темную собаку, первые ряды сразу остановились.
Сейчас же вперед протиснулся приземистый палевый бык с кольцом в носу. Он
расставил ноги, пригнул к земле рога и заревел, икая, дергая кожей, выкатывая
кровяные белки.
Бык
захрипел, с необычайной быстротой бросился на Арктура и поддел его рогами.
Черный силуэт собаки мелькнул на фоне зари и шлепнулся в самую гущу коров.
Падение его произвело впечатление разорвавшейся бомбы. Коровы бросились в
стороны, хрипя и со стуком ошибаясь рогами. Задние напирали вперед, все
смешалось, пыль поднялась столбом. С напряжением и болью ожидал я услышать предсмертный
визг, но не услышал ни звука.
Я подошел к Арктуру. Он был грязен и тяжело
дышал, вывалив язык, – ребра ходили под кожей. На боках его были какие-то
мокрые полосы. Задняя лапа, отдавленная, дрожала. Я положил ему руку на голову,
заговорил с ним, он не отозвался. Все его существо выражало боль, недоумение и
обиду. Он не понимал, за что его топтали и стегали. Обычно собаки сильно скулят
в таких случаях. Арктур не скулил.
Ю. П.
Казаков
оценка
|
Основные критерии оценки
|
содержание и речь
|
грамотность
|
«5»
|
1. Содержание работы полностью соответствует
теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание
излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых
синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое
единство и выразительность текста.
В целом в
работе допускается 1
недочет в содержании и 1—2 речевых недочета
|
Допускается:
1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая
ошибка
|
«4»
|
1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются
незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные
фактические неточности.
3. Имеются
незначительные нарушения последовательности в
изложении мыслей.
4. Лексический
и грамматический строй речи
достаточно разнообразен
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе
допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3—4 речевых
недочетов.
|
Допускаются:
2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или
1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или
4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических
ошибок, а также 2 грамматические
ошибки
|
«3»
|
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные
фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь, и
однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно
выразительна.
В целом в работе
допускается не более 4 недочетов
в содержании и 5 речевых
недочетов.
|
Допускаются:
4 орфографические и 4пунктуационные ошибки,
или 3орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок,
или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок
(в 5 классе -
5 орфографических ошибок и
4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки
|
«2»
|
1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь
между ними, работа не соответствует плану.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной
связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7
речевых недочетов.
|
Допускаются:
7 орфографических и 7
пунктуационных ошибок, или
6 орфографических и
8 пунктуационных ошибок,
или
5
орфографических и 9
пунктуационных ошибок, или
8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, я также 7 грамматических ошибок.
|
«1»
|
В работе допущено более 6 недочетов в
содержании и более 7
речевых недочетов.
|
Имеется более
7 орфографических, 7 пунктуационных и
7 грамм. ошибок.
|
|