Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
МБОУ


Пятница, 03.05.2024, 06:28


Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [13]
Информатика [12]
Методические материалы по информатике
Математика [7]
Начальная школа [33]
Технология [10]
Конспекты по технологии
Русский язык и Литература [10]
ИнЯз [6]
Иностранный язык

Наш опрос
Удовлетворены ли Вы качеством дошкольного образования в ваших населенных пунктах?
Всего ответов: 88

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Мои файлы

Тема: Современный урок в соответствии с ФГОС НОО - индивидуальная стратегия профессионального роста.
18.01.2016, 17:23

Заседание кафедры начальных классов № 2.

 

Дата: 10 ноября 2015 года.

 

Тема: Современный урок в соответствии с ФГОС НОО  - индивидуальная стратегия профессионального роста.

 

Выступление Родионовой Н. П. на тему:

 

«Технологическая карта урока –

как новый вид методической продукции для педагога».

Раздел: Общепедагогические технологии.

Цель: изучение вопроса составления “технологической карты”.

 

    Технологическая карта урока - это современная форма планирования              педагогического взаимодействия учителя и учащихся.

  Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции,

обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС.

 

       Обучение с использованием технологической карты позволяет эффективно

организовать учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

       Технологические карты раскрывают дидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС к результатам образования.

       Термин “технологическая карта” пришел в педагогику из технических, точных производств.

    Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструменты, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п.

Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса.

      За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

      В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Следовательно, педагогам необходимо искать и использовать новые подходы в работе с учащимися для достижения современных целей образования.

Сегодня необходимо понять, как формировать универсальные учебные действия у учащихся на уроках.

 - Что дает использование технологических карт?

Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Составлением технологических карт урока продвинутые учителя занимаются давно.

Задача технологической карты, как известно, – отразить так называемый “деятельностный подход” в обучении.

На каждом этапе урока мы отслеживаем свою деятельность и ожидаемые действия учеников.

Технологическую карту урока можно рассматривать как продукт мозгового штурма учителя. И для него важен визуальный образ урока.

- Каковы параметры карты?

Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ.

Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.

- Что технологическая карта позволяет сделать учителю?

 Создание технологической карты позволяет учителю:

  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим  обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
  • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  • реализовать планируемые результаты ФГОС;
  • системно формировать у обучающихся универсальные учебные действия;
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • реализовать на практике межпредметные связи;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе усвоения темы;
  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта – набора технологических карт.

- Каковы параметры урока?

1) Название этапа урока.

2) Цели этапа урока.

3) Содержание этапа.

4) Деятельность учителя.

5) Деятельность учащихся.

6) Формы работы.

7) Результат.

Очень важно, на наш взгляд, вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и учащихся и результаты каждого этапа. Новый стандарт впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся вы специально организуете, и какой результат рассчитываете получить.

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Исходя из данного определения, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

  1. необходимость описания всего процесса деятельности;
  2. указание операций, их составных частей.

В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть следующие возможности:

- Возможности технологической карты:

  1. тщательного планирования каждого этапа деятельности;
  2. максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
  3. координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности;
  4. введение самооценки учащихся на каждом этапе урока.

Самооценивание – один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.

- Каковы этапы работы над технологической картой?

Этапы работы над технологической картой:

1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.

2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).

3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.

4. Формулировка цели каждого этапа урока.

5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).

6. Выбор форм работы на уроке.

7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.

Данный материал может быть использован учителями начальной школы, работающим по разным УМК.

Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями – практиками, можно придти к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Свой выбор можно остановить на такой технологической карте урока:

- Структура технологической карты:

1-й этап. “Самоопределение к деятельности. Организационный момент”. Деятельность учителя: включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Деятельность учащихся: подготовка класса к работе.

2-й этап. “Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности”. Деятельность учителя: выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Деятельность учащихся: выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

3-й этап. “Постановка учебной задачи”. Деятельность учителя: активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Деятельность учащихся: ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

4-й этап. “Построение проекта выхода из затруднения”. Деятельность учителя: построение проекта выхода из затруднения. Деятельность учащихся: составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).

5-й этап. “Первичное закрепление”. Деятельность учителя: устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение. Деятельность учащихся: решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

6-й этап. “Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону”. Деятельность учителя: организует деятельность по применению новых знаний. Деятельность учащихся: самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

7-й этап. “Рефлексия деятельности (итог урока)”. Деятельность учителя: организует рефлексию. Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

 

 

         Преимущества технологической карты:

  • использование готовых разработок по темам позволяет освободить учителя от непродуктивной рутинной работы;
  • освобождается время для творчества педагога;
  • обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  • снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
  • обеспечивается повышение качества образования.

 

              Использование технологической карты обеспечивает условия для

          повышения качества обучения, так как:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
  • используются эффективные методы работы с информацией;
  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность  школьников;
  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

 

              Педагог может полностью заимствовать предлагаемые сценарии уроков

          либо использовать их частично, встраивая в собственный план занятий с

          учащимися.

          

              Уроки в пособиях, содержащих технологические карты, спроектированы с

          позиции деятельности учителя в переходный период изменения школьной

          инфраструктуры начального обучения, нацелены на опережающее развитие

          учащихся и обеспечивают их успешную социализацию. Для каждого урока

          определены планируемые результаты – предметные умения, метапредметные

          (регулятивные, личностные, познавательные) УУД, педагогические средства,

          формы организации совзаимодействия учащихся с учителем и сверстниками,

          продуманы разные по уровню сложности и интеллектуально-развивающей

          направленности задания (творческие, проблемно-поисковые,

          исследовательские).

              Подробного рода пособия представляют собой подробные поурочные

          планы по учебным предметам начального звена: литературному чтению,

          русскому языку, математике, окружающему миру, технологии,

          изобразительному искусству и др. Содержание, методы, средства и формы

          организации познавательной деятельности на уроке подчинены выполнению

          поставленных целей и задач образования, развития и воспитания учащихся,

          что отражено в пособиях с технологическими картами.

               Предназначены данные пособия учителям начальных классов,

          руководителям методических объединений и кафедр ОУ; рекомендованы

          студентам педагогических учебных заведений.

 

МБОУ лицей с. Хлевное

 

 

Заседание

кафедры начальных классов № 2.

 

 

Тема: Современный урок в соответствии с ФГОС НОО  - индивидуальная стратегия профессионального роста.

 

 

Выступление

учителя начальных классов

Родионовой Н. П.

на тему:

 

 

«Технологическая карта урока –

как новый вид методической продукции

для педагога».

 

 

 

 

 

 

 

2015 – 2016

учебный год

Категория: Мои файлы | Добавил: defaultNick
Просмотров: 2579 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Год педагога и наставника 2023

План к году педагога и наставника 2023
Огонь – самая опасная стихия!

Защитим себя от пожаров!
Это должен знать каждый!
СТРАТЕГИЯ

Сайт Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) Липецкая область
Сайт Открытых олимпиад для школьников Липецкой области
Сайт выездных профильных смены Центра «Стратегия»
Сайт Заочной школы Центра «Стратегия»>
Форма входа

Чтобы оценить условия предоставления услуг

наведите камеру Вашего телефона и сканируйте QR-код
Поиск

Полезные ссылки

Группа ВК «РДШ – МБОУ «Лицей села Хлевное»» 
Старо-Дубовский филиал
Воробьевский филиал
  



















Архив записей

Copyright МБОУ лицей с.Хлевное © 2024Хостинг от uCoz