ВЫСТУПЛЕНИЕ
РОДИОНОВОЙ Н. П.,
учителя начальных классов
МБОУ лицея с. Хлевное
НА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЧТЕНИЯХ
на общую тему:
«Опыт, педагогические открытия. Практика (обретения)»
Дата: 9 ноября 2015 года.
Тема выступления:
«Значение экскурсий, поездок и встреч с интересными людьми в организации воспитательной работы
с младшими школьниками».
Изменения, происходящие в социально-экономической, политической и духовной жизни государства, требуют от ребёнка, подростка, юного человека быстрой адаптации к новым условиям существования. Главная задача воспитательной работы школы – помочь взрослеющему человеку быть субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, на разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей и реализацию своих возможностей. Следовательно, встаёт задача создать ребёнку условия для свободного выбора форм, способов самореализации на основе усвоения общечеловеческих ценностей. Для этого между педагогом и ребенком необходимо установить такие взаимоотношения, которые способствовали бы развитию ребёнка. Необходимо создать условия для усвоения нравственных ценностей и самоопределения школьника в различных сферах: здоровье, общение, семья, труд, познание, культура.
Воспитывать сложнее, чем обучать, процесс воспитания длителен, трудоёмок. Классное руководство - это не работа, это образ жизни. Важно «проживать» с воспитанниками через совместную деятельность тот отрезок жизни, времени, который выпало быть вместе. Главное – найти интересное дело, в которое классный руководитель может вовлечь детей. И вот здесь особое значение приобретают такие наиболее свободные и доступные формы общения и организации воспитательной работы с младшими школьниками, как экскурсии, поездки и встречи с интересными людьми.
Если говорить о прошедшей 1 четверти, то нам с детьми хотелось бы поделиться следующими своими наработками и интересными моментами. У нас состоялись 2 экскурсии, 3 встречи и 2 поездки. Обо всём по порядку.
Экскурсии.
1) 25 сентября с детьми под руководством Распоповой М. В. мы сходили на экскурсию в Дом детского творчества с целью ознакомления с работой различных творческих объединений по интересам. В их числе оказались «Лепка из теста», «Страна мастеров», «Лоскутная мозаика» и «Глиняная игрушка». В гостях у объединения «Лепка из теста» дети узнали рецепт приготовления теста – основы для творчества, познакомились с основными приёмами работы и образцами изделий с выставки «Чудесная мастерская». Побывав в «Стране мастеров», дети удивились, как из бросовых материалов, отходов можно изготовить эксклюзивные, неповторимые вещи, почти произведения искусства. Преподаватель «Лоскутной мозаики» открыла детям секреты работы с тканью, а руководитель «Глиняной игрушки» заинтересовала перспективами, которые даёт работа с глиной.
Если говорить о пользе такого мероприятия, то можно отметить, что этот маленький поход в соседнее учреждение стал для детей своеобразным праздником открытых дверей, отдушиной, позволяющей сменить виды деятельности и отвлечься, познакомиться с новыми людьми и их занятиями, творчеством, выбрать дело по душе и самим научиться тому, что могут другие и возможно, превзойти своих учителей в том или ином деле. Второклассники – дети непосредственные, очень эмоциональные, получили новый заряд свежих чувств, искренне радовались всему увиденному и новому.
2) В октябре 2015 года мои учащиеся приняли самое активное участие в XI Международном конкурсе детского творчества «Красота божьего мира» (I этап – районный конкурс), организованном Религиозной организацией «Липецкая Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)», Отделом религиозного образования и катехизации, и представили на конкурс от класса 26 работ, а также фотопроект о ВОВ «Помним». 16 октября 2015 года на открытии Выставки конкурсных работ «Красота Божьего мира» в Доме детского творчества, куда мы также отправились с экскурсией, состоялась церемония награждения, где 16 человек из моего класса были награждены Почётными грамотами отдела образования администрации Хлевенского муниципального района за активное участие в районном конкурсе детского творчества «Красота Божьего мира, а троим из них были присвоены призовые места в различных номинациях:
1) Поляков Николай занял I место в номинации «Любимый Храм»;
2) Щербатых Владислав занял II место в номинации «Красота родной природы»;
3) Душнева Дарина заняла III место в номинации «Помним! Спасибо за Победу!» с фотопроектом «Помним». Последняя работа из перечисленных отправлена на областной конкурс.
* Об этом - публикация А. Грязневой в местной газете:
Статья А. Грязневой «В мире столько красоты!» /Жюри конкурса поразило многообразие творческих работ и мастерство их исполнения/. Газета «Донские вести» от 27 октября 2015 года № 129 (11085), с. 4. На фото в газете – учащиеся из 2-Б класса с грамотами участников и победителей.
Встречи с интересными людьми.
- Первая встреча состоялась 16 сентября, когда к нам с детьми на занятие по пропаганде здорового образа жизни и профилактике кариеса пришёл вполне реальный волшебник и чародей в своей профессии – детский стоматолог Дмитрий Сергеевич Чичунов. Он позвал ребят в виртуальное «Кругосветное путешествие за ослепительными улыбками». Так назывался мультик, который наглядно продемонстрировал детям и освежил в памяти уже знакомые азы гигиенической грамотности.
* Об этом - публикация Родионовой Н. П. в местной газете:
Статья «Путешествие за ослепительными улыбками» в рубрике «Будьте здоровы» /Кто улыбается – у того жизнь продолжается». Газета «Донские вести» от 29 сентября 2015 г. № 117 (11073), с. 3.
- Вторая встреча была запланирована и произошла в рамках Недели православной культуры 7 октября на классном часу со священником Александром – Плотниковым Александром Николаевичем, где дети общались на тему «Как стать настоящим человеком?»
- Третья встреча состоялась 12 октября в рамках работы по здоровому образу жизни с интересным человеком - журналистом, заместителем главного редактора газеты «Донские вести» Копытиным Алексеем Ивановичем на классном часу «Вредные привычки» (о правильном и неправильном питании). Алексей Иванович уже однажды побывал у нас в гостях и предстал перед детьми в роли фокусника. Уже тогда дети прониклись к нему доверием и симпатией, и вторая встреча о культуре питания с некоторой долей наставления и морализаторства, убеждения детей в более правильном подходе к процессу употребления пищи прошёл с пониманием, юмором и неподдельным интересом.
Говоря о пользе подобных встреч, можно отметить, что они позволяют детям познакомиться с новыми людьми разных профессий и социальных слоёв общества (в данном случае – это врач, священник и журналист; причём у священника за плечами 2 высших образования – военное и юридическое + положительный собственный опыт предпринимательства); узнать от них что-то важное и новое и возможно, уже как-то самоопределиться. Встречи с интересными людьми позволяют детям переключиться на другого «ведущего», быть не только с учителем или воспитателем, помогают расширить круг своих интересов, познакомиться с новой профессией, новым родом занятий.
Поездки.
1) Первая экскурсионная поездка состоялась 9 октября, в село Троицкое, областной Центр романовской игрушки с интерактивной программой «Петрушка на ярмарке».
Кружатся и падают осенние листья, появляются первые заморозки, в разгаре школьные занятия. Вы наверняка уже втянулись в новый ритм после расслабленного периода отпусков и каникул, но с нежностью вспоминаете промелькнувшее лето. Чтобы было уютнее и теплее в осенние дни, можно отправиться в гости, навестить старых друзей, отдохнуть и приобрести новый опыт, набраться впечатлений и зарядиться положительными эмоциями, как это сделали мы с ребятами 2-Б класса и взрослыми, организовав экскурсионную поездку в село Троицкое, Областной Центр Романовской игрушки, где интересно и с пользой провели пятничный вечер 9 октября.
Мы любим дом, где любят нас.
Пускай он сыр, пускай он душен.
Но лишь бы тёплое радушье
Цвело в окне хозяйских глаз.
И по любой мудрёной карте
Мы этот странный дом найдём –
Где длинный чай, где робкий фартук,
Где равно – в декабре и в марте –
Встречают солнечным лицом!
Это стихотворение Иосифа Уткина вспомнилось мне, когда нас в очередной раз солнечным лицом встретили в гостеприимном центре. В светлом и уютном его здании царит атмосфера доброжелательности и творчества, тепла и радушия. За порогом этого дома остаются неприятности и проблемы. Здесь всё легко и просто, весело и увлекательно. Так получилось, что время нашей поездки совпало с Неделей Православной культуры, которая стартовала в лицее. И это здорово, потому что в рамках интерактивной программы «Петрушка на ярмарке», которую предложили нам в центре, дети смогли на эмпирическом уровне познакомиться с некоторыми традициями и особенностями национальной культуры русского народа, нашли для себя новую область применения знаний, умений и чувств; открыли новую страницу жизни в стремлении узнать как можно больше о своём родном крае, в желании стать настоящими патриотами. Программа включала в себя театрализованное представление в стиле кукольной миниатюры с участием двух артистов, мастер-класс по изготовлению текстильной бойцовской куклы «Куклак», мастер-класс по глиняной игрушке «Медведь» и чаепитие с романовскими пирожками (а они, надо признаться, здесь просто восхитительные!). Кроме того, мы познакомились с экспонатами выставки «Традиционная игрушка народов мира»: более 450 экспонатов из 45 стран, и приобрели за умеренную плату романовские игрушки, созданные руками мастеров центра – кому какая понравилась.
По дороге домой мы вспоминали главного персонажа театрализованной программы - Петрушку в красном колпачке, с большим носом, пронзительным голосом, которому более трёх веков русские кукольники отдавали предпочтение неспроста. Шуты всегда считались на Руси особой кастой, которой позволялось сказать правду, облачая её в остроумную и искромётную шутку.
…Прощаясь после поездки, ребята спрашивали у меня: «А мы ещё туда поедем? Мы вернёмся снова в центр игрушки?» На что я отвечала им: «Обязательно! Вот доживём до Рождественских вечеров – поедем в Троицкое валеночки валять – маленькие, размером с мизинец».
* Об этом - публикация Родионовой Н. П. в местной газете:
Статья «Мы любим дом, где любят нас…» в рубрике «В стране этой звонкой, весёлой». /Недавно лицеисты побывали в областном Центре романовской игрушки/. Газета «Донские вести» от 17 октября 2015 г. № 125 (11081), с. 3.
2) Вторая поездка состоялась несколько дней назад, на осенних каникулах, 3 ноября.
Ни для кого не секрет, что вещь может рассказать о своём хозяине больше, чем сам человек, даже пережить владельца, а при надлежащем уходе заботливых хранителей старины обрести вторую жизнь или даже, если хотите, бессмертие. Чтобы убедиться в этом, вместе со взрослыми и ребятами 2 «Б» и 3 «В» классов, большой дружной командой, на осенних каникулах, 3 ноября, в преддверии двух важных праздников – Казанской иконы Божией Матери и Дня народного единства, мы отправились набраться новых впечатлений в Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства с экскурсионной поездкой, решив обратиться к своим корням, к тому родному и глубинному, что живёт в каждом из нас.
Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства – это своеобразное духовное дерево, которое связывает целые поколения. Несмотря на то, что является одним из самых молодых музеев Липецкой области (создан в 2006 году), он обладает уникальным фондом предметов: образцов народных костюмов, керамики, ткачества, вышивки, коллекций фарфоровой пластики, стекла и других музейных предметов-диковинок. Коллекция музея — 5000 ед. Ежегодно музей посещают более 14 000 человек, и нам тоже приятно оказаться в их числе.
В музее собирают и бережно хранят предметы крестьянского быта, удивительной красоты традиционные народные костюмы, предметы народных промыслов и ремесел Липецкой земли. Ребятам очень понравились и запомнились здесь такие предметы обихода, как валёк, рубель, прялка, всевозможные утюги, в том числе и угольный. Но больше всего дети удивились дедушке ткацкому станку, увидев его в работе: ему уже более 200 лет, а на нём всё ещё можно ткать полотно!
Мы прошлись по просторному выставочному залу, где экскурсовод Мартыненко Екатерина Сергеевна познакомила ребят с игрушками, в которые играли дети в старину. Среди них звучная трещотка, деревянный конь, соломенная кукла Стригушка, мягкие мячики – лоскутный и валяный шерстяной, которые в игре высоко подпрыгивают, бирюльки и другие любопытные вещицы.
В выставочном зале постоянно происходит смена выставок, приобщающих всех желающих к разнообразным видам декоративно-прикладного искусства. Ребята узнали, что в музее работает «Школа ремёсел» по направлениям: романовская игрушка, гончарная керамика, авторская и традиционная кукла, кружевоплетение, ткачество, валяние шерсти, лоскутное шитье. Для школьников, семейных групп и всех желающих в музее проводятся занятия и мастер-классы, дающие возможность прикоснуться к удивительному миру народной культуры, почувствовать себя в роли гончара, игрушечника или кружевницы. Участвуя в мастер-классах по изготовлению обрядовых кукол и оберегов, таких как «Кукла «Кувадка», «Ангел-хранитель», «Зайчик на пальчик», «Подарок на отдарок» или «Кукла Крупеничка», «Конь-огонь из рогоза», «Свадебная кукла «Неразлучники», «Фенечка-«Птичка», «Писанка: роспись яиц» и других, дети научаются быть внимательными и терпеливыми, старательными и аккуратными, постигают азы ткачества или художественной росписи, развивают мелкую и крупную моторику руки, обогащают лексический запас, расширяют общий кругозор, общаются, вдохновляются и творят.
Из всего этого многообразия мы решили побывать в зале гончарного искусства «В гостях у гончара» Данилова Леонида Леонидовича, который познакомил ребят с работой на гончарном круге, поведал секреты своего мастерства и подарил детям глиняные горшочки-крыночки, которые ребята под его чутким руководством учились самостоятельно расписывать несмываемыми акриловыми красками. У нас получилась своя собственная настоящая, неповторимая коллекция посуды! А чуть позднее, после посещения занятия «Укрась салфетку. Русская набойка» образовалась целая коллекция чайных салфеток, платочков, украшенных детьми в этой технике. Самое время открывать собственный музей! Кто знает, может, пройдут годы, и вещи, сделанные руками наших детей, а впоследствии ставших искусными мастерами каждый в своём деле, украсят экспозиции новых музеев, музеев будущего.
Всем нам очень понравился и запомнился «Выставочный проект», который мы посетили - «Привет из Липецка XX века». Там мы побывали в коммунальной квартире 60-х с её старым телефоном, почти как в Смольном, авоськами, самым первым телевизором, сифоном, шкафом-буфетом, молочными стеклянными бутылками, печатным станком, патефонными пластинками и много ещё чем…
Удивил ребят и «Волшебный трамвай» с загадыванием желаний - приближенный макет первого трамвая 1947 года. В окнах его – кинохроника г. Липецка советской эпохи.
Произвели неизгладимое впечатление на детей комната «Ход времени», где собрана самая большая коллекция часов в Липецкой области советской эпохи; зал «Ателье мод 60-х годов» со свадебными платьями и костюмами жениха, коллекцией женской одежды; мотоцикл прежней эпохи, на котором даже разрешили посидеть и сфотографироваться; «Комната советского детства» с необычным потолком из огромных детских фотографий, её уголком «Пионерии» и уголком октябрят, письменным столом с мензурками и пробирками, научными приборами, где можно проделывать разные опыты, с неповторимыми и незабываемыми советскими игрушками и играми, такими непохожими на современные, в которые играют наши дети сегодня…
Слегка уставшие, но довольные, мы возвращались домой в надежде, что вернёмся сюда ещё. Расписывать рождественские пряники или сделать своими руками «птичку-закличку», или раскрасить «игрушку-романушку», а может, чтобы познакомиться с новой тайной комнатой, выставкой или экспозицией. Но вернёмся обязательно. Приглашаем и вас, тем более что здесь предлагаются специальные программы – «Музей в корзинке» и «Выходные в музее».
* Об этом - публикация Родионовой Н. П. в местной газете:
Статья «Мы все живём, чтобы оставить след …»./ Газета «Донские вести» от 12 ноября 2015 г. № 135 (11091), с. 4.
Говоря о важности таких мероприятий, как поездки, можно отметить, что они непохожи на остальные формы организации воспитательной работы и дарят ребёнку ощущение путешествия, приключения, нового события в его будничной жизни, способствуют обновлению чувств и ощущений, помогают позиционировать и презентовать себя в реальном мире, позволяют уйти от рутины, дают возможность на людей посмотреть и себя показать, сделать маленький праздник, пробудить в себе чувство сопричастности со всем происходящим в окружающей действительности, вводят ребенка в мир человеческих действий и отношений, побуждают к ответственности во время поездки за себя и своего товарища, учат чувству локтя и формированию общей культуры поведения. Отдельные фотографии и целые фотосессии, заметки, рисунки и творческие работы, сделанные во время экскурсий и поездок, могут войти потом в Личное портфолио или Портфолио класса и сохранить, пронести через годы те светлые и тёплые моменты детства, которые когда-нибудь, возможно, помогут уже взрослому человеку принять правильное решение и выйти из сложной ситуации или напомнят о том, что пора снова отправиться в очередную поездку, на этот раз, например, к дальним островам.
И вот здесь-то всем нам не помешает вспомнить о «Правилах для настоящего искателя приключений», которые мы однажды с детьми обнаружили в детской книжке Кристины Фалькон Мальдонадо «Вместе мы хорошая команда», выпущенной в серии «Библиотека добрых дел». Их можно взять на вооружение и следовать им по необходимости. Вот они:
Правила для настоящего искателя приключений:
- Вдумчиво выбирай рюкзак. Он должен быть лёгким, прочным, с множеством карманов снаружи и изнутри.
- При себе постоянно следует иметь следующие вещи:
* Шляпу, шапку или шлем, которые защитят тебя от солнца, жары, ветра или холода, в зависимости от того, куда ты отправляешься. Ты можешь найти шапку с козырьком, который убережёт твою шею от солнца, и даже с фляжкой для воды. Ты можешь носить тропический шлем в стиле Индианы Джонса, такой же, какой носили старинные искатели приключений.
* Фотоаппарат, чтобы сфотографировать людей и разные интересные места, а потом показывать снимки семье и друзьям.
* Небольшую записную книжку, чтобы делать путевые заметки или вести дневник.
* Брюки с множеством карманов на молниях и с отстёгивающимися штанинами, чтобы их можно было быстро превратить в шорты.
* Увеличительное стекло, чтобы можно было рассматривать самые мелкие вещи.
* Всегда улыбайся. Улыбка помогает любому делу.
* Фляжку с водой, чтобы ты всегда мог напиться.
* Удобные ботинки, кроссовки и сандалии – лучшие друзья в долгих походах.
* Всегда бери с собой запас продовольствия: сухофрукты, печенье, шоколадный батончик, фруктовый сок и минеральную воду.
* Книги, комиксы, журналы, карты или карманные игры, чтобы скоротать время при долгом ожидании и чтобы развлечься во время долгого переезда. Эти вещи помогут тебе приобрести новых друзей, если вы будете обмениваться ими друг с другом или если ты предложишь поиграть вместе.
… Последнее и очень-очень важное – следуй советам: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят» и «Чей хлеб ешь, того и обычай тешь». Это значит, что надо уважать чужие обычаи, традиции и привычки. Поступая таким образом, ты сможешь узнать много интересного, приобрести новых друзей и открыть для себя новые места и культуры.
Будем надеяться, что поездки и другие формы работы с детьми подарят нам всем только положительные эмоции, приятные воспоминания, что побудит детей выразить нам свою признательность и благодарность в виде простого «спасибо» или вот такого самодельного сувенира (показ на слайде).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
|