Секция № 2
Культурно-образовательные технологии: гражданско-патриотическое
становление, ЗОЖ, социальное краеведение
«Гражданско-патриотическое воспитание детей и подростков в детской
организации «Радуга» МБОУ лицей с. Хлевное»
Скачать презентацию
В современных условиях
общественно-политического развития России, в связи с изменениями в подходах к
развитию воспитания, огромное значение приобретает патриотическое и гражданское
воспитание членов общества.
Под патриотизмом традиционно
понимается любовь к Отечеству, составляющая не только в привязанности к стране
и народу, к которому человек принадлежит по рождению, но и в общем образе
мыслей и чувств, заставляющих отдельные лица жертвовать своими личными
интересами в пользу своего Отечества и своего народа. Гражданственность сегодня
– часть духовной сферы, понятие гражданин перестаёт быть чисто юридическим, оно
связано со становлением личности, её самоопределением. Любовь к Отечеству
рассматривается сегодня не как риторическое заявление, она требует настойчивых
и активных действий. Целью гражданского и патриотического воспитания является
формирование у детей и подростков высокого патриотического сознания,
возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению
гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей. Воспитание
гражданина и патриота социальное целенаправленное сознание духовных,
организационных и материальных условий для развития человека. В рамках
комплексной программы «Я – гражданин» патриотическое и гражданское воспитание
является приоритетным для детской организации, что соответствует главной её
цели – воспитание достойного гражданина России.
Патриотическое воспитание является
одним из важнейших направлений воспитательной работы, осуществляемой мной, как
руководителем детской организации на клубных занятиях и во внеурочное время.
Свою деятельность в этом направлении планирую по уже сложившейся за прошедшие
годы системе воспитания детей и подростков, дополняя новыми методическими
разработками.
Закрепление и развитие накопленного
опыта происходит через разнообразные формы работы в детской организации
«Радуга». Местная специфика, традиции и личностное отношение ребят и взрослых
дают возможность для полного использования различных форм и методов
патриотического воспитания.
Воспитание гражданина и патриота
России происходит через изучение её правовой системы, символики, истории
гражданской жизни в стране, жизни и деятельности выдающихся личностей,
знакомство с подвигами воинов России. На мероприятиях проводимых в детской
организации дети и подростки знакомятся с подвигами русских воинов, учёных,
тружениками тыла.
Деятельность детской организации
«Радуга» по патриотическому воспитанию спланирована в системе воспитательной
работы всего лицея и реализуется в течение учебного года. Организуются конкурсы
стихов и песен, сочинений, рисунков и плакатов. Совместно с библиотекой лицея
проводятся литературно-музыкальные вечера, а так же представляются выставки художественной
литературы на патриотическую тему.
Особое место в этой работе занимают
встречи с участниками Великой Отечественной войны, боевых действий в
республиках Афганистан и Чечня, тружениками тыла, вдовами погибших во время ВОВ
и воинами интернационалистами. Ветераны приглашаются на мероприятия и концерты
в лицей. Организуются посещения пожилых людей на дому. С ними проводятся
встречи и беседы, оказывается посильная адресная помощь. Регулярно мальчишки и
девчонки активисты лицея благоустраивают
и озеленяют территорию Братской могилы и
памятника лётчикам, погибшим во время ВОВ. Радужане активно участвуют в
районных и областных акциях, предлагаемых Домом детского творчества и Липецким
Центром развития добровольчества. Это и масштабные добровольческие акции
«Весенняя неделя добра», весенняя и осенняя «Недели молодёжного служения»,
«Чтобы помнили», «Ветеран живёт рядом», «Тимуровские звёзды» и др.
Важным направлением патриотической
деятельности нашей детской организации является подготовка и проведение
спортивно-патриотических мероприятий, конкурсов и соревнований. Эта работа
проводится совместно с учителями физической культуры, ОБЖ и педагогами с кафедры
истории, военным комиссариатом и администрацией лицея.
Содержательно и интересно, в рамках
традиций областной детской организации проводятся военно-спортивные игры
«Вперёд, мальчишки», «Победа» и «Богатырская застава». Февраль месяц в лицее
традиционно считается – месяцем патриотического воспитания. В этот период в
лицее проводятся уроки мужества, классные часы ко Дню юного героя-антифашиста и
Дню защитника Отечества, музыкально-поэтические композиции, концерты, конкурсы
рисунков и стенгазет, встречи и круглые столы с приглашением ветеранов и воинов
интернационалистов. Многие мероприятия на патриотическую тему проводятся в
музее Боевой славы и краеведческом музее лицея. Экспозиции, которых
рассказывают о выпускниках лицея, принимавших участие в Великой Отечественной
войне. Эти музеи постоянно пополняются информацией и обновляются новыми
экспонатами. В работе по патриотическому
воспитанию, большую роль играет наглядность в виде стендов, альбомов и
стенгазет.
Вся выше перечисленная работа
предоставляет возможность ребятам из детской организации «Радуга»
активизировать свою деятельность, заявить о своей гражданской позиции,
пополнить свой багаж знаниями из истории своей Родины. Как говорил Джон
Кеннеди: «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, — спроси, что
ты можешь сделать для своей Родины».
|